Блж. Августин. О страхе Божием

Блаженный Августин.

«О страхе Божием»

      Много наставлений для нас имеется, братия, о страхе Божием, и как полезно бояться Бога, об этом слово Божие говорит многократно. Насколько позволить краткость времени, выслушайте меня со вниманием, меня, желающего припомнит кое-что из этих многочисленных свидетельств и сделать некоторые пояснения к тому. Кто не радуется своему разумению или не желает его? Но что говорит Писание? «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10).

Кому не приятно царствовать? Но послушаем, чему поучает Дух Святой в псалме: «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом» (Пс 2:10-11). Поэтому и апостол говорит «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил 2:12). Читаем мы также в Писании: «если желаешь премудрости, храни правду, и Господь подаст ее тебе» (Сир. 1:26).

Многих мы встречаем весьма равнодушных к правде и в то же время жаждущих мудрости. Таких Божественное Писание научает, что нельзя достигнуть этого иначе, как только исполнением того, чем они пренебрегают. «Соблюдай, сказано, правду (в русском тексте — заповеди), и Господь подаст ее тебе». Но кто может, не имея страха Божия, хранить правду? И в другом месте говорится: «не имеющий страха, не может оправдаться» (Сир 1:21). Таким образом, если Господь не подает премудрости никому, как только соблюдающему правду, и если не имеющий страха не может и оправдаться, то естественно следует отсюда, что «начало мудрости — страх Господень».

И пророк Исаия, когда говорит о семи важнейших дарах Святого Духа, начинает с премудрости и кончает страхом Божиим, как бы с высоты спускаясь к нам вниз, чтобы научить нас, как восходить вверх. Начал он с того, до чего мы хотим достигнуть, и приходить туда, откуда нам следует начинать. «И почиет на Нем, — говорит пророк, — Дух Господень, Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия» (в русском тексте — «и страхом Господним исполнится») (Ис. 11:2-3).

Итак, как пророк не вследствие сознания своей немощности, но чтобы научить нас, нисходит от премудрости до страха Божия, так нам не по гордости какой-либо, но для преуспеяния нашего следует восходит от страха к премудрости. «Начало премудрости — страх Господень». Он есть именно та долина плача, о которой упоминает псалмопевец, когда говорит: «восхождения в сердце своем положи во юдоль плачевную»… (Пс 83:6-7) (в русском переводе: «…в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в себе источники».). Под образом долины обозначается, конечно, смирение. Но кто смирен, если не боящийся Бога и вследствие этой боязни сокрушающийся о грехах своих в слезах покаяния и исповедания? Сердца сокрушенного и смиренного Бог не презирает (Пс. 50:19).

Но пусть не боится такой, что останется он в долине плача. В самом сердце сокрушенном и смиренном, кого не презирает Господь, положил Он (Господь) восхождения, чтобы мы восходили к Нему. Потому что так говорит псалмопевец: «восхождения в сердце своем положи во юдоль плачевную, в место еже положи…» (Пс.  83:6-7). Где совершаются восхождения? В сердце. Но откуда же нужно восходить? От долины плача. А куда? «В место, сказано, еже положи». Какое это место, как не место покоя и мира? Там именно и пребывает чистая, всегда славная премудрость.

Поэтому Исаия в целях назидания нашего нисходит от премудрости до страха, именно от места непрестанного мира до долины временного плача, чтобы мы, исповедуя грехи свои со скорбью, воздыханиями и плачем, не оставались все время в скорби, стенаниях и плаче, но, восходя от этой долины к духовному возвышению, на котором воздвигнуто святое царство Иерусалима, вечная матерь наша, наслаждались там невозмутимою радостью. Итак, он (пророк) после того, как назвал премудрость, то есть неиссякающий свет мысли, называет затем разум; и как бы на вопрос: «от чего мы переходим к премудрости?» — отвечает: от разума. А от чего к разуму? От совета. От чего к совету? От крепости. От чего к крепости? От ведения. От чего к ведению? От благочестия; к благочестию — от страха.

Итак, до мудрости доходим мы от страха, потому что «начало премудрости — страх Господень». Так от долины плача поднимаемся мы до вершины мира. Вот смиренные именно и находятся в долине плача, когда с трепетом приносят Богу сердце свое сокрушенное и смиренное. Отсюда поднимаются они до благочестия, так что уже не противятся Его воле, ни в слове Его, когда не разумеют Его смысла, ни в жизни, хотя бы многое совершалось здесь иначе, чем хочет того единичная воля человека. В этом именно случае следует говорить: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты, Отче» (Мф 26:39).

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5), не землю мертвых, но ту, о которой сказано: «Ты прибежище мое и часть моя на земле живых» (Пс. 141:5). Этим благочестием своим они приобретают затем способности ведения, так, что не только становятся способными сознавать силу грехов своих прежних, о коих горько сокрушались на первой ступени покаяния, но узнают также, в каком худом состоянии омертвения и отчуждения находятся они, хотя бы земное счастье и улыбалось им. Не даром же написано: «кто умножает познания — умножает скорбь» (Екк 1:18). Но «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

Отсюда восходят они к духу крепости, когда мир умирает для них, и они для мира; так что среди превратностей этой жизни и множества неправды любовь в них не оскудевает, но возрастает искание и жажда правды, пока не насытятся в бесконечном царстве святых и общении с ангелами. Потому что «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Однако же вследствие тяжести искушений и соблазнов, так как сказано: «горе миру от соблазнов» (Мф 18:7), человеческая слабость может поддаваться обольщениям, и поэтому необходимо иметь дух совета. Потому что не так, сильна бывает в этой преходящей жизни способность крепости, чтобы, если кому предстоит борьба с лукавым противником, он не терпел иногда поражений, особенно чрез искушение языка, так как если кто скажет брату своему: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф 5:22). Итак, что же есть дух совета, если не то, на что указывает Господь, когда говорит: «прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37).

Поэтому, как в порядке даров Духа Святого дух совета полагается на пятом месте, так в Евангелии в пятой заповеди блаженств ублажаются милостивые: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Шестым считается у пророка Исаии (в обратном порядке) дух разума, когда сердца очищаются от всякого призрака плотской суеты, и до конца человек руководится чистым стремлением.

Поэтому и в 6-ой заповеди блаженств Господь говорит: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Когда же достигнет человек последней степени совершенства, он останавливается, «успокаивается, наслаждаясь блаженным миром. Но кто является концом для нас, как не Христос Бог? «Потому что конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим 10:4). И кто премудрость Божия, кто Сын Божий, как не Христос? В нем делаются все, кто бы они ни были, мудрецами и детьми Божиими, и это есть полный и вечный мир. И потому, как у Исаии дар мудрости считается седьмым для восходящих снизу вверх, хотя сам он, научая нас спускается, наоборот, сверху вниз, так и Господь в утешение нас в седьмой заповеди блаженств ублажает миротворцев «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

Итак, имея такие обетования и восходя по этим степеням к Богу, будем переносить мужественно все обиды и жестокости мира, и пусть не одолевает нас его злоба, победив которую, мы будем наслаждаться вечным миром. К этому и призывает нас, в конце концов, восьмая заповедь блаженств «блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное» (Мф. 5:10).

__________

Избранные проповеди Августин Блаженный. Перевод с латинского протоиерея Дмитрия Садовского, 1913 Публикуется по изданию: Проповеди блаженного Августина. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1913. Составление Голодецкого Л.А. © CD «Библиология».

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s