заповедь блаженства (2)

Вопросы

на исповеди по руководству

   девяти евангельских заповедей о блаженствах.

__________________

Вторая заповедь блаженства.

 

 Блажени плачущие: яко тии утешатся.

       

   1.  Если случилось тебе по несчастию согрешить или мыслию, или словом, или делом, то сожалел ли об этом сердцем, что нарушил святую волю всеблагого, премудрого и всемогущего Бога, твоего Творца, Промыслителя и Спасителя? Оплакиваешь ли свои грехи?

Помни, что грех — самое ужасное зло в мире. От него человек терпит всякие бедствия здесь на земле; через него он лишается после смерти неба и вечного блаженства. Грешным, например — неверующим, непослушным свя­той матери-церкви, хищникам, делателям неправды, ли­хоимцам, лжецам, убийцам, бессердечным, жестокосердным, немилостивым и т.п., Господь на страшном суде во гневе скажет: “Идите от Меня, проклятые, в огонь веч­ный, уготованный диаволу и ангелам его” (Мф. 25, 41, 46, сн. Апок. 21, 27; 1 Кор. 6, 10).

Поэтому, пока Господь через смерть не позвал тебя на суд, ты по согрешении со многими слезами умоляй Бога простить тебе грехи твои, — сожалей о своих нарушениях заповедей Божиих, скорби, стенай, сокрушайся, плачь. Знай, что сожаление о грехах, покаянные слезы угодны Господу, Который дарует тебе за них прощение и спасе­ние. Все святые глубоко скорбели, когда впадали в какие прегрешения. Так, святой царь и пророк Давид часто и сильно сокрушался о своих грехах: “Утрудихся воздыха­нием моим, — говорит он, — измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу” (Пс. 6, 7). Свя­той апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, кажду ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвержение от Христа, вставал с ложа своего и повергался на землю, в горьком плаче проливая многие слезы, и так делал он в продолжение всей жизни своей!

“Как после проливного дождя, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — воздух делается чистым, так и по про­литии слез настает тишина и ясность, и мрак греховный исчезает” (6 беседа на Евангелие от Матфея).

“Плач о грехах, — говорит святитель Димитрий, ми­трополит Ростовский, — омывает душу, убеляет всякое по­темнение, очищает совесть, просвещает ум, разрешает греховные узы, заграждает рукописание всяких беззаконий” (Ч. 1, стр. 27).

Итак, блажени те, кои плачут о грехах своих, как ска­зал Господь.

     2.  Не беспечен ли ты в деле своего спасения?

    Лучшее средство против этого опасного недуга — помни­те о смерти.

Ничего нет достовернее той истины, что каждый из нас рано или поздно должен умереть. Между тем, ни о чем, ка­жется, мы так мало не думаем, как о смерти, а если и придет когда-нибудь мысль о том, то всячески стараемся успокоить себя, что очередь умирать далеко еще не за нами.

Держите в мысли: вот-вот смерть… сейчас, сию мину­ту, сие мгновение. Нет лучшего средства держать ум в трезвении, как это. Из сердца же вопль пусть идет непрестан­ный к Господу: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, по­милуй мя грешного… и пр.

От беспечности нет мысли возбудительнее, как мысль о внезапной смерти. Но ни одна мысль также не бывает дальше от нас, как эта. Все тут враг — заслоняет смерть… (“Душеполезное чтение”, 1895 г., т. 1, стр. 416. См. Пись­ма Феофана, епископа Тамбовского).

   3. Не испытываешь ли, сын мой, сердечного бесчув­ствия и охлаждения в деле спасения?

Нередко бывает, что люди, которые текут путем доб­рой христианской жизни, вдруг и, по-видимому, без всяких причин начинают чувствовать в себе какое-то расслабление, какое-то параличное состояние всех сил душевных, вследствие чего у них является охлаждение ко всем, дотоле бывшим духовным подвигам и исчезает вся­кая мысль плакать о грехах своих? Недоразумевающим, как и отчего это происходит и как вести с этим борьбу, преосвященный Феофан Затворник пишет: “Это со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о ду­ховной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие.

В кратких молитвах не забывал их и святитель Злато­уст: “Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия”. Средства указываются немногосложные: терпеть и молиться.

Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения — не полагаться на себя. — Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать, и оставляет одного, как бы говоря: “Вот попробуй, насколько у тебя есть сил”. Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание за вспышки страстей допущенные, и неосужденные и непокрытые покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела — пища дурная,… которая отягчает или расслабляет, или отупляет… Надо осмотреться, не было ли чего такого в душе… и покаяться перед Господом и положить впредь остерегаться.

Больше всего достается это за гнев, неправду, досажде­ние, осуждение, возгордение и подоб. Как благодать в во­ле Божией, то нам остается молиться… об избавлении от сей самой сухости… и от окамененного нечувствия. Мо­литву же против охлаждения воссылать своим словом перед молитвенным правилом и после правила… и в продолжение его к Богу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим же словом и в продолжение дня почасту обращаться к Богу.

Все другие предметы оставьте, держите одну эту мо­литву против охлаждения… И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце… Даруй вам, Господи, сие благо. Не нерадите и рук не опускайте!

Некто говорит: “Поставь себя в состояние умирающе­го”… Другой прибавляет: “Еще лучше, поставь себя в мо­мент суда над тобой, когда готово изыти из уст Божиих последнее о тебе решение”.

Вот вам слово святого Исаака Сирианина — на случай охлаждения и нечувствия!

“Не смущайся мыслью и не подавай руки душевному рас­слаблению, но терпи, читай книги учителей, принуждай се­бя к молитве и жди помощи. Она придет скоро, что и не узнаешь” (См. Письма Феофана, епископа Тамбовского).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s