заповедь блаженства (3)

Вопросы

на исповеди по руководству

девяти евангельских заповедей о блаженствах.

______________________ 

Третья заповедь блаженства.

 

Блажени кротции: яко тии наследят землю.

   1. Не раздражался ли ты на ближних твоих — на начальников, старших тебя или твоих товарищей, когда они говорили тебе то, что тебе не нравилось? Не выражал ли ты свое раздражение в бранных словах, оскор­бительных действиях или в ослушании и упорстве?

       Не забывай, что раздражение должно быть чуждо хри­стианам, которые должны украшаться кротостью и терпе­нием. Они должны подражать Господу нашему Иисусу Христу, Который не только Сам кротко терпел распинав­ших и хуливших Его, но молил и Отца Своего небесного не бросать на них небесных стрел Своего гнева.

       И как мы можем поступать иначе, как мы можем раз­дражаться, сердиться, мстить? Бог — общий наш Отец — перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братиям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. “Аще отпущаете человеком согрешения их, от­пустит и вам Отец ваш небесный, говорит Иисус Хри­стос, — аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14, 15). Доколе от всего сердца не простишь обидевших тебя, до­коле не примиришься с твоими врагами, дотоле и Бог не услышит твоих молитв и не простит тебе твои беззакония.

     2. Имеешь ли, сын мой, христианскую кротость?

       Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих; кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно (1 Петр. 2, 23). Вот величествен­ный образ кротости! Вот ее существо!

         Кроме того, все мы, как христиане — члены единого тела, а члены всячески берегут друг друга; при том мы называемся овцами словесного стада Христова, — почему так? Потому что овца кротка, незлобна, терпелива; тако­вы должны быть и мы. Только те из нас принадлежат к стаду Христову, которые кротки и незлобивы, как агнцы, а которые не имеют духа Христова, Его кротости и незло­бия, те — и не Его. Аще кто духа Христова не имать, сей несть Егов (Римл. 8, 9). На страшном суде только овцы будут стоять на правой стороне Судии, а бодливые козли­ща — на левой. И овцы будут введены в рай, а козлища отошлются в геенну.

          Итак, блажени, счастливы кроткие, ибо они наследу­ют землю, то есть получат царствие Божие.                 

 3.  Не слишком ли ты, сын мой, обидчив и гневно волнуешься по поводу всякого неприятного слова?

   Обидчивость твоя — от “самоцена”, по коему призна­ют и чувствуют себя стоящими немало; потому когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышля­ем отомщение.

 Постарайтесь так делать, чтобы, и минуты не пропус­кая, взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросьте из головы и себя самих облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь… Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого уни­жения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться… а потом уже с ним легко будет спра­виться, да он скоро и совсем замрет. Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! (Преосвященный Феофан. См. “Душеполезное чтение”, 1894 г., т. II).

  Какое средство указать тебе, сын мой, против обидчи­вости и раздражительности?

  1.  “Аще хощеши победита ярость: стяжи кротость и долготерпение, и поминай: колика злая сотвориша иудеи Господу нашему Иисусу Христу, и Человеколюбивый не прогневася на ня, но паче моляшеся о них глаголя: Отче! Остави им грех сей; не ведят бо, что творят” (Из “Поуче­ний о осьми помыслах” святого Нила).
  2.  Если кто-нибудь тебе досадит или как-нибудь опе­чалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как бы об оказавшем тебе великую пользу и о враче властолюбия твоего. Через сие раздражительность твоя будет уменьшать­ся, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздра­жительности (Авва Дорофей).

  4.  Имеешь ли ты, сын мой, христианское терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, за­поведанную Господом всем? С терпением ли перено­сишь болезнь и разные скорби?

             Да укрепят тебя, сын мой, следующие слова в терпении:

  1.   “Скорбь можно сравнять с горьким лекарством, ко­торое, если завернуть или закатать в терпение, легко мож­но проглотить; но когда, по негодованию, станем его же­вать, оно оказывается отвратительным и несносным” (См. кн. “Утешение скорбящим, почерпнутое из Священного Писания”, Москва, 1855 г.).
  2.     Преподобная мать Синклитикия говорила: “Испро­сив себе позволение, диавол поражает телесными болез­нями, чтобы люди малодушные ослабели в любви к Богу. Посему-то тело иногда страдает сильной горячкой и то­мится несносной жаждой. Если ты — грешник, то, стра­дая, в болезнях, вспоминай о будущем наказании, о веч­ном огне, о мучениях, но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй это прекрасное изречение: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18); ты — железо, — и огонь очистит твою ржавчину. Если ты — праведник и подвергаешься болезням, то через это от вели­кого переходишь к большему, ты — золото, — и через огонь делаешься чище. Ты искушаешься горячкой? Наказуешься простудой? Но Писание говорит: “Проидохом сквозь огнь и воду, и извел еси ны в покой” (Пс. 65, 12). Достиг ты первого, — ожидай и второго. Успевая в добродетели, по­вторяй слова праведника, нищ и боляй есмь аз (Пс. 68, 30). Эта двоякая скорбь соделает тебя совершенным, ибо псал­мопевец говорит: в скорби распространил мя еси (Пс. 4, 2). В этих училищах нужд и страданий будешь образовывать свою душу подвигами”. (Скитский патерик).
  3.   “Все святые жизнь свою проводили в скорбях и пе­чалях, в страдании, терпении и гонении: ты ли один хо­чешь оставаться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из числа избранных Божиих, не желая ничего терпеть? Да не будет сего!” (Святитель Ди­митрий Ростовский).
  4.  “Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение: помяни Матерь Господа, стоявшую при кресте Его” (Филарет, митропо­лит Московский).
  5.  “Если и Христос, не сотворивший греха, пострадал: можно ли нам грешным роптать на страдание?” (Он же)
  6. “Как молот разбивает камень, так скорби сокруша­ют грубость, бесчувствие, гордость и бесстрашие сердца” (Иаков, архиепископ Нижегородский)
  7.  “Когда отец оставляет сына без наказания и попус­кает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе веч­ный гнев Божий” (Святитель Тихон Задонский).
  8.  “Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: “Это случилось со мной за грехи мои” (Авва Ор).
  9. “Не говори: “Ах! Как я несчастлив!” Но говори: “Еще мало мне этого за грехи мои!” (Иннокентий, митро­полит Московский).
  10.  “Какая в том добродетель, чтобы охотно прини­мать приятное? Но скорбное принять благодушно, по бла­гоговению к воле Божией, — вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды” (Филарет, митрополит Московский)
  11. “Если желаешь войти в небесное царство, то же­лай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей, тот никак не войдет в него, потому что врата узки” (Матф. 7, 14). (“Духовн. цв.”).
  12. “Во время тишины ожидай бури, во время здравия — болезни, во время богатства — бедности, во время до­вольства — глада, и не падешь под тяжестью находящих бедствий” (“Дух. маргар.”).
  13. “Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтоб Он дал тебе силы перенести их” (Иннокентий, митрополит Московский).
  14. “Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, что­бы исторгнуть корни и загладить следы греха, и огнем стра­дания выжигает заразу наклонности к греховным услаж­дениям” (Филарет, митрополит Московский).
  15.  “Встречай бедствие, не как врага и мучителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: его же бо любит Господь наказует” (Евр. 12, 6) (Он же).
  16. “Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказы­вает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший пластырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному поль­зы. То же можно сказать и о скорбях: нетерпеливое пере­несение скорбей может сделать их недействительными, бес­сильными достигнуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посылаются” (Филарет, ар­хиепископ Черниговский).
  17. “Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, —   веруй, что все делается с нами по воле Божией” (Схи­монах Парфений).
  18. Бог наш вездесущ: следовательно, Он слышит каж­дый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами; Бог наш всемогущ: следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов, исхитить из челюстей самой смерти; Бог наш преблаг: следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаж­дались благополучием в настоящей, дарованной от Него, жизни. Итак, если при всем том угнетает нас какое-либо несчастье, то это значит, что оно по суду Божию призна­ется для нас полезным и необходимым.
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s