заповедь блаженства (5)

Вопросы

на исповеди по руководству

  девяти евангельских заповедей о блаженствах.

__________________

Пятая заповедь блаженства.

 

Блажени милостивии: яко тии помилованы будут.

 

     1. Подаешь ли милостыню нищим? Оказываешь ли помощь бедным? Сочувствуешь ли несчастным? Утеша­ешь ли печального? Научаешь ли неведущего истине и добру? Молишься ли за всех людей Богу? Вообще, име­ешь ли христианскую любовь к твоим ближним, тре­бующим твоей помощи?

       Помни, что за милость к братии сам получишь ми­лость от Бога; за милость временную — милость вечную, за милость малую — милость бесконечно великую: ибо удостоишься не только помилования от Вечного за грехи осуждения на суде Божием, но и получишь вечное бла­женство.

О милосердии к людям упоминает Сам Господь при изображении последнего страшного суда Своего. Вот Его слова: “Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поста­вит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царст­во, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странни­ком, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был бо­лен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ” (Мф. 25, 31-36).

Из этих слов Господа вы видите и то, как для нас необ­ходимо и как важно — бесконечно важно — христианское милосердие. Необходимо потому, что без дел милости невозможно наследовать уготованное от сложения мира цар­ство для благословенных Отца небесного, и суд без мило­сти будет не оказавшему милости (Иак. 2, 13); бесконечно важно потому, что милость, оказываемая ближнему, ока­зывается лично Самому Иисусу Христу, по свидетельству Его Самого: “Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе” (Мф. 25, 40); ибо все люди, особенно — христиане, суть братия Его меньшие, а хри­стиане — и члены Его.

“Милостыня есть царица добродетелей, — говорит свя­титель Иоанн Златоуст, — весьма скоро возводящая на небо” (Бес. о пророке Илии). “Велика и превосходна сила милостыни; великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель: как какая-нибудь царица нашей жизни, она с великой смелостью обыкновенно проходит небесные сво­ды, и силы, которым вверены врата небесные, видя вхо­дящую милостыню, с великой честью отверзают те врата ради ее и другим добродетелям; а если видят их идущими без милостыни, то запирают врата перед ними. Это видно из притчи о пяти девах, которые не были допущены в священный чертог за то, что не имели в светильниках постоянного елея, и заметь различие: милосердие без девст­ва водворило имеющих его на небо, а девство без мило­сердия не могло сделать этого” (“Слово святителя Иоанна Златоустаго о любви к бедным”).

“Из-за руки нуждающегося всегда узревайте протяну­тую к вам руку Самого Господа… Сам Он сказал: “Что сделаете им — бедным, мне сделаете”… Тем, которые дос­таток имеют, не следует думать, что они — хозяева, — а что приказчики Божии. А приказчикам, какой закон? От­меривай всякому нужное… Надпись над собой зрите: тебе оставлен есть нищий — сиру ты буди помощник. Кто бы ни приходил к вам со слезами, не отпускайте его, не осу­шивши сей слезы. — Блажени милостивии, яко тии поми­лованы будут” (Преосвященный Феофан Затворник. См. “Душеполезное чтение”, 1894 г., т. I).

          2.  С радостью ли подаешь милостыню?

“Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с жале­нием, с лукавым оком и несытым сердцем, — все равно, что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд — духовный и невидимый. Нужно подавать с лю­бовью, с уважением к лицу ближнего, доброхотно, с радо­стью, ибо любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому” (“Моя жизнь во Христе” протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), т. I).

   3. Не питаешь ли подозрительности к ближним, счи­тая их недостойными твоей любви и предполагая в них способность вредить тебе?

В братолюбии изнемогаешь ты от того, что принима­ешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобой и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против твоей воли. И так прежде всего должен ты, с помощью Божией, отнюдь не веровать сво­им мнениям. Исцели, Господи, душу нашу от всякого не­дуга, да будет способна к служению Твоему и здесь, и там! (Авва Дорофей).

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s