заповедь блаженства (8)

Вопросы

на исповеди по руководству

девяти евангельских заповедей о блаженствах.

_________________________

Восьмая заповедь блаженства.

 

Блажени изгнаны правды ради: яко тех есть цар­ствие небесное.

      Любишь ли ты правду, то есть — благочестие, в чем бы оно ни выражалось — в исполнении заповедей по отно­шению к Богу, по отношению к ближним или к своей собственной душе, до такой степени, что готов даже за свое благочестие пострадать? Не боялся ли ты насмешек твоих товарищей или знакомых тебе, безумно и легкомыс­ленно осмеивавших твою любовь и частые посещения хра­мов Божиих, благоговение пред святыми местами, напри­мер — церквами, образами, пред коими должно обнажить голову и осенить себя крестным знамением, — твое ува­жение к уставам святой церкви относительно постов, цер­ковных обрядов, твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души твоей? Не ма­лодушно ли ты соглашался с теми, кто кощунственно ос­меивал святое учение, таинства и обряды святой матери-церкви?

           Помни, что Господь сказал: “Иже (бо) аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его” (Марк. 8, 38, сп. Лук. 9, 26).

          Люби правду и ненавидь неправду или грех всякого рода; высказывай прямо и смело святую правду, и обли­чай с кротостью и терпением неправду, чтобы правда цар­ствовала, как подобает ей, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Будут оскорбляться люди твоей правдивой речью, не будут любить и жаловать? Что ж из того? Людям ты будешь неприятен (как бельмо на глазу): но за то будешь устами Божиими, зеницею ока Божия. Впрочем, и здесь будут тебя уважать все честные и правдивые люди, а на небе ублажат тебя ангелы и все святые, и с радостью при­мут душу твою в небесные селения, когда она разлучится от этого смертного тела, ибо небожители не без участия смотрят на здешние наши подвиги, добродетели и на нашу борьбу с грехом и неправдой, а с великим участием и со­чувствием, как члены единого тела Христова, как и Гос­подь засвидетельствовал, говоря, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лук. 15, 7), или, как апо­стол говорит, аще ли же славится един уд, с ним радуются ecu уди (1 Кор. 12, 26). И как спокойна совесть, как доволен бывает человек, когда выскажет святую правду, и как мучит совесть, когда постыдится или побоится высказать ее, когда нужно! А ведь отчего же большею частью и умножается не­правда и дерзко поднимает свою голову, как не от того, что дают ей, как говорится, волю, не обличают ее!

            Впрочем, благоразумие требует — не всегда и не всяко­му высказывать правду: 1) не нужно заявлять свою правду, когда дело до нас не касается, когда есть для этого люди, призванные своею должностью говорить правду; 2) когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опас­ность, а пользы от нашего слова не выйдет ровно никакой. Тогда лучше тайно молиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, или послал могущих и способных людей обличить неправду! И добро­детель требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия добродетель бывает уже не добродетель, или теряет много своей цены (См. “Полное собрание сочине­ний” протоиерея Иоанна Сергиева, т. I, стр. 218-224).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s