приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

К  КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ  ПОУЧЕНИЮ

Изречения святых отцов, в которых излагается сущность христианского учения о милостыне

1.   «В гостеприимном доме, где принима­ют бедных и сирот, иностранцев и стран­ников, — говорит святой Ефрем, — всегда присутствует Христос». «Хотя Христос, — говорит блаженный Августин, — не имеет нуж­ды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возмож­ность доказать Ему свою благодарность, сде­лав что-нибудь для Него. Поэтому богатым сле­довало бы причислить Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небе­сах, Который имеет право на участие в разде­ле их богатств. Питающий брата своего, пита­ет Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо через него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя».

2.   Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторые изречения Ветхого и Нового за­вета, отцы и учители церкви делам мило­сердия отдавали предпочтение перед дру­гими делами благочестия и набожности и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховного Судьи и заглаждению грехов человеческих.

«Богу нужны не сосуды золотые, а души зо­лотые, — говорит святой Златоуст. — Хорошо украшать храмы, но не было ли бы насмешкой украшать жилище Христа золотом и серебром тогда, как Сам Он наг и стоит у дверей?»

«Древний закон, — говорит блаженный Ав­густин, — предписывал жертвоприношения; Царь (Иисус Христос) является и требует даров, — каких? Милостыни (Мф. 9, 13). Нива Гос­подня охраняется молитвой, возделывается по­стом, засевается же милостыней. Милостыня облегчает и уничтожает бремя греха. У нее боль­шие крылья, которые рассекают воздух и через твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судьи. Бо­гатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти через уз­кие врата; это — сокровище, которое следует вы­нести из осажденного города и отослать в безо­пасное место, это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокие житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это об­мен, в котором все выгоды на стороне богато­го; это заем, обеспеченный самым верным по­ручительством; это лихва, которой пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедрого ме­новщика, как называет его святой Павлин, ме­новщика, Который за сотую долю, получаемую им, обещался воздать сторицей».

«Бог попускает бедность, чтобы было мес­то милосердию; Ему угодно, чтобы были бед­ные для того, чтобы у богатых было средство искупить грехи». В этом-то смысле бедные на­зываются врачами душевными, сокровищами, драгоценностями церкви, привратниками цар­ства небесного, ходатаями нашими перед пре­столом Божиим».

3.   Но, проповедуя таким образом о мило­стыне, отцы церкви могли подать некото­рым христианам повод рассуждать так: если в милостыне заключается верное сред­ство умилостивить Бога, то щедро подаю­щие милостыню безопасно могут преда­ваться грехам в надежде безнаказанности. А некоторые, признавая такие рассуждения непогрешительными, могли руководствовать­ся ими в жизни. Проповедники милосердия хо­рошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее.

«Милостыня, — говорит блаженный Авгу­стин, — служит во спасение тому, кто испра­вил свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице бедного, а стараетесь подкупить Судью своего».

«Не одно и то же, — говорит святой Григорий Великий, — творить милостыню за грехи свои или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя вправе грешить, потому что по­дает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу, а сам себя предает диаволу».

4.  Отцы церкви особенно восстают про­тив тех, которые, неправедно приобретая богатства, думали загладить свою неспра­ведливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, — гово­рит святой Григорий Назиазин, — то давай из своего и не корми, и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе».

«Есть люди, — говорит Златоуст, — которые, ограбив ближнего, считают себя оправданны­ми, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милосты­ни!» «Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен воз­наградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». «Милостыня, даваемая из имущества, при­обретенного неправедно, есть воровство и чело­векоубийство».

Такова сущность христианского учения о милостыне, которое никогда нельзя упускать из виду истинному христианину.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s