о блаженстве (2)

Вторая заповедь блаженства

«Блажени плачущии, яко тии утешатся»

 

Поучение 1-e

Объяснение второй заповеди блаженства

 1.  Начав с того, с чего преимущественно и начать надлежало, т.е. с заповеди о смирении, Спаситель переходит к другой заповеди, кото­рая, кажется, противоречит мнению целой все­ленной. Ибо, тогда как все почитают радующихся блаженными, а плачущих несчастными, Он вместо первых называет блаженными после­дних, говоря: блажени плачущии.

2.    Но каких плачущих Господь ублажа­ет? И в чем состоит их утешение?

а) Плач и сетование у людей происходят от различных причин. Плачет богатый, ког­да лишается своих сокровищ. Сетует честолю­бец, когда обходят его почестью. Сокрушается преданный удовольствиям и утехам мира, когда они отнимаются у него. Скорбит завистли­вый, когда видит счастье ближнего своего. Воз­дыхает злобный, когда не может отомстить врагу своему. Но не таких плачущих ублажа­ет Спаситель. Нет, плачущие и воздыхающие о предметах земных не только не заслужива­ют ублажения, но еще достойны осуждения. Ибо плач людей о предметах земных ясно по­казывает, что эти люди прикованы к земле всем существом своим, не знают иных благ, кроме благ земных, иных нужд, кроме нужд плоти, – они далеки от жизни Божией, от жиз­ни святой, истинно-христианской. Притом, плачущие о предметах земных, если не нахо­дят для себя утешения, неизбежно предаются унынию, малодушию, даже отчаянию; а при таком состоянии духа люди неспособны быва­ют ни к чему доброму и, доколи остаются в этом состоянии, они как бы мертвы душой.

аа)   Не тело наше, сотворенное из земли и имеющее возвратиться в землю, а главным образом душа бессмертная, созданная для вечного блаженства, должна быть предме­том наших забот и попечений. Прекрасна была душа человеческая в начале! Созданная по образу Божию, она носила в себе отпечаток совершенств Божеских. Правда, мир и радость обитали в ней. Но, увы! Грех исказил Богопо­добную душу нашу так, что едва сохранились в ней некоторые только черты образа Божия; он лишил нас благодатного общения с Богом.

Об этой-то потере высоких совершенств души своей и блаженного единения нашего с Богом, – о грехах своих мы должны пла­кать день и ночь. Эти-то плачущие и убла­жаются Спасителем в словах: блажени плачу­щииПечаль по Бозе, говорит святой апостол, соделывает в нас покаяние во спасение (2 Кор. 7, 10). Действительно, печаль о грехах весьма спа­сительна для нас, ибо, происходя из сознания нашей греховности перед Богом, она располага­ет нас к истинному покаянию; слезы умиления омывают наше сердце от скверн греха; вопль сокрушенного сердцем проникает в небеса и низ­водит на нас благодать Духа Святаго, возвращающую душам нашим ту чистоту и невинность, с которой мы вышли из купели крещения, а с воз­вращением невинности возвращается нам и бла­женство наше: блажени плачущии.

бб) По заповеди Господа, мы должны лю­бить ближних, как самих себя. А кто истин­но любит ближних, тот, видя, как они, впа­дая в грехи, омрачают свою душу и явно устремляются к вечной погибели, не может не скорбеть о них. Вот другой вид плача, уб­лажаемого Спасителем.Так скорбел Моисей, когда израильтяне в пустыне отступили от Бога своего и поклонились златому тельцу (Исх. 32, 31). Так плакал о нечестии и пленении Иерусалима пророк Иеремия (Плач 1, 28). Так скорбел о неве­рии иудеев святой апостол Павел (Рим. 9, 2-3). Так плакал Сам Иисус Христос во время торже­ственного входа Своего в Иерусалим, провидя раз­рушение этого беззаконного города: яко приближися (Иисус), видя град, плакася о нем (Лк. 19,41).

вв) Но есть еще вид святого плача, свой­ственный людям, пламенеющим любовью к Богу и от преизбытка ее желающим ско­рее соединиться с ним навеки. Эти люди се­туют о продолжении странствования своего на земле и воздыхают о небесном своем отечестве. «О сем воздыхаем, – говорит святой апостол Павел, – в жилище наше небесное облещися же­лающе, благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу (2 Кор. 5, 28). И еще: желание има­мы разрешитися от тела и со Христом быти (Флп. 1, 23). Вот те плачущие, которых Иисус Христос называет блаженными!» (См. «Духовн. бесед.», 1871 г.)

б) Какая же награда назначается плачу­щим? Яко тии утешатся. Где утешатся? И здесь – на земле, и там – на небе. Омывая сле­зами грехи свои, они примиряются и со сво­ей совестью, и с Богом: совесть перестает уп­рекать их и возмущать покой душевный; и Отец небесный утешает чад Своих, изливая в сердца их любовь Свою Духом Своим (Рим. 5,5) и даруя им несомненную надежду на вечную радость, когда Иисус Христос отымет всяку слезу от очию их (Апок. 21, 4), когда отбежит от них вся­кая печаль и воздыхание, когда веселье и радость вечная почиет над головой их (Ис. 35, 10). Когда же утешает людей Сам Бог, тогда и тысячи скорбей не могут отнять у них радости.

Такая высокая награда обещана плачущим не потому, чтобы самый плач заслуживал того, но по человеколюбию Божию, т.е. награда обе­щана от Бога не по важности действия, но по любви Его к людям. Ибо плачущие оплакива­ют грехи свои, а для таких людей довольно только получить прощение. Но так как Иисус Христос безмерно человеколюбив, то Он и не ограничивает награды отменой наказания, но еще дает таким людям блаженство – вели­кое утешение на земле и еще большее на небе.

3. Таково, братие мои, то глубокое и вместе для всех истинных христиан, оплакивающих грехи свои, утешительное учение, которое заключается во второй заповеди блаженства. (Сост. по указ. источ. священника Гр. Дьяченко).

Поучение 2-e

 

О чем истинный христианин должен плакать?

       «Какие плачущие находятся на пути к бла­женству?» – спрашивает святитель Филарет, митрополит Московский. «Христос Спаси­тель, – говорит он, – ублажает нищих  не про­сто, но нищих духом (Лк. 6, 21), Он ублажает не алчущих хлеба, потому что насыщение хлебом не есть блаженство, но, как полнее и яснее говорит святой Матфей, блажени алчущии и жаж­дущии правды (5,6). Сообразно с этим надлежит рассуждать и о плачущих. Блаженны плачущие духом и по духовному побуждению плачущие о правде и добродетели, которой не имеют, оп­лакивающие неправды и грехи, которыми об­ременены, плачущие от скорби духа, что про­гневали и гневят Бога, и потом от любви духа, что при всем желании видят себя не до­вольно соответствующими Божией любви и ми­лосердию». (См. Проп. Филарета, митрополита Московского.)

Из этого можно усмотреть и то, о чем дол­жен плакать христианин.

а)  Во-первых, плачь о том, что ты осквер­нил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Подумай, человек: Бог изобразил Себя в тебе, как солнце изображается в капле воды, ты сделан как бы некоторым бо­гом на земле, как сказано: аз рех: бозы есте и сынове Вышняго eси (Пс. 81, 6), а ты ежедневно бро­саешь в грязь, окаляешь этот образ страстями житейскими, пристрастием к миру, неверием, гордостью, ненавистью, завистью, невоздержа­нием и пьянством и прочими страстями, и че­рез то крайне прогневляешь своего Творца и раз­дражаешь Его долготерпение. Достойно и праведно плакать об этом день и ночь. Плачь же!

б)  Во-вторых, плачь о том, что ты но­сишь только имя христианина, а обетов, обязательств христианина, данных при крещении, не исполняешь и живешь, как язычник, прилепился к земле и не дума­ешь о небе и о тамошней жизни, не имею­щей конца, что, бывши столь долгое время христианином, духа Христова доселе не име­ешь, не сообразуешься Ему нимало, не подра­жаешь житию Его; что еще не вселился в тебя Христос верой и не вообразился в тебе, что ныне сделался еще новой тварью, не облекся во Христа, по писанию: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Галл. 3, 27).

в)  В-третьих, плачь о том, что сердце твое непрестанно порывается делать все против­ное Господу; плачь о его злой наклонности, нераскаянности, неисправлении. Столько мо­лимся, каемся, читаем, поем, столько причаща­емся святых животворящих Тайн, которые мо­гут и каменное сердце превратить и сделать мягким, как воск, и не изменяемся к лучшему по нерадению. О окаянство! О злоба! О растле­ние сердца! О гордость! О земные пристрастия! О лесть сластолюбия и сребролюбия! Итак, плачь о том, что ты хотя и каешься, и молишь­ся, но не приносишь Богу плодов достойных покаяния, плодов веры и любви, плода кротос­ти и незлобия, плода воздержания, чистоты и целомудрия, плода милостыни и проч.

г)   Плачь внутренним плачем, когда ощу­щаешь прилив к сердцу нечистых помыс­лов; плачь, когда будет увлекать тебя гор­дость, злоба, зависть, жадность, скупость; плачь и молись, когда к врагу своему будешь чувствовать вражду, а не любовь, ибо сказано: любите враги ваша и добро творите ненави­дящим вас (Мф. 5, 44); плачь перед Богом внут­ренним плачем сердца, когда будет увлекать тебя страсть пьянства, сребролюбия и любос­тяжания, когда противление и непослушание к родителям или к начальникам и к старшим будет смущать и увлекать тебя; плачь при чув­стве бедности и окаянства нашей природы, при мысли о безчисленных благодеяниях к нам Творца и о нашей неблагодарности к Нему.

Да будут твои слезы орудием против всякого греха: и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, протянет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь страс­тей и низведет в сердце росу благодати.

д)  Плач о своих грехах, плачь и о людс­ких; плачь о том, что еще многие народы не по­знали истинного Бога и Господа Иисуса Христа и находятся во тьме язычества, поклоняются тварям, вместо Творца; плачь о неправде, господствующей на земле, от кото­рой страдают все хотящие благочестно жити о Христе Иисусе (2 Тим. 3,12); плачь о насилиях и притеснениях богачей и сильных мира этого, о нищете и безпомощности бедных; плачь о том, что иссякла у многих любовь христианская и на месте ее воцарилось самолюбие, сластолюбие и плотоугодие во всех видах; о том, что многие христиане низвергаются с высоты искупления и не уважают ни церкви, ни таинств, ни учения ее.

Скажешь: «Что пользы в моих слезах?» Ты этим исполнишь заповедь апостола – плакать с плачущими (Рим. 12, 15); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. И та польза, что ты в награду за слезы получишь утешение от Бога и прощение грехов.

е) Еще о чем плакать должно? Еще долж­но плакать о неготовности нашей к страш­ному и праведному испытанию на всемир­ном суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь при мысли о страш­ном суде и последующей за ним вечной муке нечестивых; а мы, как бы праведники какие, равнодушны к этому окончательному грозно­му решению нашей участи, а иные еще дерза­ют отвергать истину будущего суда и геенны. (См. «Полн. собран. сочин.» прот. Иоанна Сергиева, т. I, с. 166-169.)

3. Братие – христиане! Много причин, самых святых есть для вашего христианского плача. Будем же воздыхать и плакать по заповеди Гос­пода: «Блаженны плачущии, яко тии утешатся». (Сост. по указ. источн, священника Гр. Дьяченко.)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s