о блаженстве (4)

Четвертая заповедь блаженства

«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»

 

Поучение 1-e

ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

          «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся».

1.  Христианин, ищущий вечного блаженства, должен быть «алчущим и жаждущим правды».Человек — грешник в совести своей чувствует свою нищету духовную; он тяжко скорбит, что множеством содеянных грехов своих навел на себя праведный гнев Божий; но он не отчаива­ется в своем помиловании: в твердом уповании на промысл Божий он старается воспитать в себе христианское терпение и всецелую предан­ность воле Божией. Душа грешника кающего­ся, в сознании своей духовной бедности и беспомощности, алчет и жаждет благодатного оправдания, дарованного ныне в Господе Иису­се Христе. «Не посла Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин. 3,17).«Правда Божия» состоит в том, что человеку, повинному в грехах своих и безответному пе­ред Богом, даровано вечное спасение. Единород­ный Сын Божий Господь Иисус, во исполнение воли Отца небесного, принял на Себя плоть че­ловеческую, стал совершенным человеком, взял на Себя грехи всего мира, претерпел за нас вольные страдания и крестную смерть и при­мирил нас с Богом. Все мы получаем оправда­ние по вере в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, так как «вси согрешиша и лишени славы Божией, оправдаеми туне благода­тью Его, избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верой в крови Его, в явление правды Своея за отпущение преж­де бывших грехов» (Рим. 3, 23-25).

В таинствах святой церкви Господь Иисус верующему христианину подает действительное оправдание, очищение от грехов и освящение; из чада гнева Божия грешник становится сыном Божиим по благодати искупления, — храмом Св.Духа; он получает внутреннее успокоение и мир совести. Оправдание, которого желает достиг­нуть христианин в вечно блаженном царстве славы, предначинается для него еще на земле:«Царствие Божие внутрь вас есть», — говорит Господь (Лк. 17, 21).

а) Ущедренный правдой Божией, оправ­данный верой в искупительные заслуги Иисуса Христа, освященный в таинствах святой церкви, христианин, естественно, стремится проводить жизнь благочести­вую, — «в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 24). «Отче наш, Иже еси на небесех,.. да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», — так все мы молим Отца небесного, чтобы Он по­мог нам Своей благодатью проводить жизнь ан­гелоподобную на земле. Сам Господь явил нам пример послушания воле Отца Своего: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего Меня, и совершу дело Его» (Ин. 4, 34). Перед страдани­ями Своими Господь молился Отцу небесному: «Отче, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). Последователям Своим Господь дал запо­ведь о любви: «Аще любите Меня, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14, 15). Богобоязненный христи­анин, жаждущий благодатного оправдания, ста­рается сообразовать всю свою жизнь с запове­дями Божиими: не только в словах он желает быть правдивым, но — и в самих делах.

б) Но так как спасение наше находится «между надеждой и страхом», то истинный христианин бывает всегда чужд духа само­праведности, — не на свои добрые дела он полагается в достижении вечного спасе­ния, а — на Божие милосердие. Если совесть наша говорит в нашем сердце, что мы испол­нили какую-либо заповедь, то и тогда мы дол­жны в смирении полагаться на волю Божию, — не приписывать себе особых заслуг: «Егда со­творите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10). Преподоб­ный Агафон, видя приближающуюся смерть, трое суток смотрел неподвижными очами на небо. Сидевшие вокруг одра его братия, удив­ляясь тому, спросили у него: «Что так смот­ришь, авва?» «Стою перед судилищем Христо­вым», — отвечал Агафон. «Неужели и ты, человек Божий, страшишься суда?» — опять спросили иноки. «Сколько мог, я соблюдал за­поведи Господни, — сказал им старец, — но, как человек, могу ли знать, что совершенно угодил Богу?» «Авва, — возразили иноки, — тебе можно надеяться на добрые дела твои». «Не надеюсь, доколе не увижу Самого Госпо­да, — вздохнув отвечал им святой Агафон, — ибо суд Божий не таков, как суд человеческий».

Если таким образом, по слову Божию, «пра­ведник едва спасется», то нам, грешным, в осо­бенности необходимо печься о нашем спасе­нии. Для укрепления в добре мы имеем спасительные средства: молитву, слово Божие и таинства. В молитве христианин с верой и упованием испрашивает себе от Бога духовных благ и Божией помощи в своих на­чинаниях и делах; словом Божиим просвеща­ет свой ум и мыслями своими воспаряет — горе к престолу Отца небесного; в таинствах христианину сообщается благодать Св. Духа, необходимая для его освящения и духовного преуспеяния. Молитва, слово Божие и таин­ства, в особенности святое причащение Тела и Крови Христовой, и составляют «насущный хлеб» для души, которого верующий постоян­но «алчет и жаждет» и испрашивает себе в ду­ховное насыщение в молитве Господней.

3. Возлюбленные братия! Все мы имеем нужду в телесном насыщении: оно доставля­ет прекращение чувства голода и жажды и подкрепляет наши телесные силы, — поддержи­вает нашу жизнь. Если насыщение тела для нас необходимо, то не тем ли более для нас безусловно важно насыщение духовное? Пи­тание телесное имеет временное значение, ог­раничивается пределом смерти, — «брашно же духовное пребывает в живот вечный». Гос­подь наш Иисус Христос пролил на кресте Пречистую Кровь Свою не за тело наше, но — за душу — образ и подобие безсмертного Бога. «Я душу Мою полагаю, — говорит Господь, — да паки прииму ее. Никтоже возмет ее от Мене, но Я полагаю ее о Себе» (Ин. 10, 17, 18).

Да будет же алчба и жажда нашего оправ­дания вожделенной для каждого из нас! «Блажени непорочные в пути, ходящие в законе Гос­поднем. Руки Твои (Господи) сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь за­поведям Твоим. Знаю, Господи, что суды Твои праведны. Если бы не закон Твой был утеше­нием моим, погиб бы я в бедствии моем. Жаж­ду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне» (Пс. 118). Христиане, «алчущие и жаждущие правды», ходящие в оправдании Господнем, получают внутреннее успокоение здесь на земле и совер­шенное насыщение духовное в будущей жиз­ни — наслаждение вечным блаженством. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся». Аминь.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s