о блаженстве (9)

Девятая заповедь блаженства

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще. Мене ради.

Радуйтесь и веселитесь яко мзда ваша многа на небесех»

(Блажены вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.)

Поучение

ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

      1.   Вот и последняя — девятая заповедь бла­женства! Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гоне­ние, бедствие и самую смерть за имя Христово и за православную нашу веру.

      2.   а) Подвиг, которого требует эта запо­ведь, называется мученическим. Это самый трудный подвиг для слабой нашей плоти! Под­виг трудный, но за этот подвиг и награда обе­щана великая на  небесех, то есть преимуще­ственная и высокая степень блаженства.

Сколь ни труден этот подвиг мученичества, но истинная вера в Спасителя нашего Иисуса Христа и пламенная любовь к Нему произве­ли великое множество исповедников веры, или, как говорит Иоанн Златоуст: «Целое воинство мучеников». Како­го рода мучений и смертей не претерпели ве­ликие подвижники православной веры! Муче­ники то лежали на разженных сковородах, то на горящих угольях, то бросаемы были в ки­пящие котлы, то в моря и реки. Одних строга­ли железными когтями, других привязывали к колесу; одних бросали со стремнин в пропас­ти, других на съедение к хищным зверям. Но можно ли исчислить все роды мучений, кото­рые претерпели мученики? Кажется, целый ад выдумывал разнообразные роды мучений. Чи­тая жития святых мучеников, не знаешь, чему удивляться: изобретательности ли мучителей в разнообразии мучений, или твердости муче­ников в перенесении их?

Из безчисленного множества примеров мученичества, я расскажу вам, братие, один, который вполне объясняет мужество христиан.

В 257-м году по Рождестве Христовом, воз­двигнуто было жестокое гонение на христиан императором Валерианом. Тяжесть гонения особенно пала на служителей алтаря. В числе прочих христиан представлен был в судилище и святой Лаврентий, диакон римской церкви. «Где сокровища вашего храма?» — спрашивал его Валериан. «Приходи, государь, я укажу их тебе, — отвечал святой Лаврентий, и показывая потом на нищих, вдов, сирот, слепых и хромых, сказал: — вот они, эти сокровища, которых дра­гоценнее нет ничего в мире, и которых не мо­гут и не захотят лишить нас и самые тираны». Осужденный потом на сожжение, святой Лав­рентий, изумив своей твердостью современни­ков, изумляет и потомство. Перед его глазами уготовляли костер и раскаливали железную решетку, на которую положили его в оковах. Медленный огонь умножал мучения страдаль­ца, но лицо его сияло необычайным величием: страдания не вынудили у него ни одной жало­бы, ни одного стона. Когда огонь пожрал одну половину тела, он с дивной твердостью и изу­мительным равнодушием сказал стражу: «Ис­пеклось; оборачивай!»

Какое дивное терпение! Вот, что могут сде­лать истинная вера и пламенная любовь к Спа­сителю! Но не одни мужчины терпели такие мучения. Женщины, девицы, даже дети, укреп­ленные верой во Христа, претерпевали ужас­ные мучения. Мучения святой Екатерины ве­ликомученицы, святой мученицы Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любви, свя­того мученика Кирика и Улитты — изумитель­ны для нас, маловерных и слабых. Сколько ни ужасны были мучения, но их с радостью пре­терпевали те, которые имели твердую веру во Христа и пламенную любовь к Нему. Зато те­перь все святые мученики наслаждаются, и вечно будут наслаждаться, бесконечными и неизреченными благами, которых око еще не видало, ухо не слыхало, и величия которых мы не можем себе и представить (1 Кор. 11, 9).

    б) Братие и чада мои возлюбленные! Чем же мы докажем свою веру и любовь ко Хрис­ту? Ныне, слава Богу, нет уже таких мучений; время гонений прошло, но истинный христианин и ныне может доказать свою веру и лю­бовь ко Христу. Чем же? Об этом нам говорит великий святитель наш Иоанн Златоуст.

Вот его слова: «Мученики презрели жизнь: мы презрим удовольствия и роскошь. Они по­вергли тело свое в огонь: ты повергай сокрови­ща свои в руки бедных. Они попирали горящие угли; ты погаси в себе пламень похоти. Труд­но это? Но зато полезно. Не смотри на предсто­ящие трудности, но на будущие блага; имей в виду не труды, а венцы — не подвиги, а воз­мездие. Но ты нежишься на мягкой постели? Тебе тяжело встать? Вспомни же о прославлен­ных мучениках; они лежали на раскаленных железных решетках; не мягкие перины, а го­рящие уголья служили им постелью».

Вот, что может заменить для нас мучениче­ство, по учению святого Иоанна Златоустого.

Заменим же, возлюбленные, мученичество возможными для нас подвигами христианских добродетелей. Если случится нам перенести поношение, или осмеяние, — перенесем его с радостью. Воодушевимся ревностью тех хрис­тиан, которые шли с радостью на смерть. Они получили высокую степень блаженства и на небе молятся о нашем спасении. При помо­щи молитв их, будем же и мы неослабно рато­вать против наших врагов: против мира, или тех людей, которые живут не по-христиански и служат соблазном для других, против плоти нашей с ее страстями, и против диавола; кото­рый, как лев рыкающий ходит, ища кого-либо из христиан поглотить (1 Пет 5, 8), — то есть, совратить с пути истинного и соделать добы­чей ада.

    3.  Да поможет нам Господь Бог совершать дела, требуемые высоким именем христиан, и молитвами святых добропобедных мучеников да помилует и спасет нас, яко благ и человеко­любец. Аминь.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s