о заповедях блаженства

О ЗАПОВЕДЯХ БЛАЖЕНСТВА.

О заповедях блаженства вообще.

Поучение 1-е. 

(Путь к истинному блаженству состоит из девяти заповедей блаженства).

   I.   Возлюбленная о Христе братия и чада, приклоните ухо ваше (не вне­шнее только, но наипаче внутреннее, о котором Господь наш Иисус Христос сказал: имеяй уши слышати, да слышит (Mф. 11, 15; Мар. 4, 9; Лук. 8, 8); приклоните, говорю, ухо ваше к слушанию заповедей Господних для достижения главного предмета христианской надежды — вечного бла­женства.

   II.  Человек создан Богом в на­чале блаженным и для блаженства, при том вечного; но грех, вошедший в мир, т. е. во всех человеков, единым человеком, разрушил бла­женство людей и подверг их прокля­тию, многоразличным скорбям, напастям, болезням и, наконец, смерти временной и вечной; только бесконечная любовь Бога Творца к пад­шему Своему созданию, почтенном образом и подобием Божиим, могла снова найти средство восстановить его и открыть возвратный путь к утра­ченному блаженству. Это средство к восстановлении падшего человека есть воплощение, жизнь между человеками, Божественное учение и чудеса, страдание, крестная смерть и воскресение из мертвых Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа; а возвратный путь к блаженству — последование Его учению, житии, участие в Его таинствах и повиновение законным пастырям и учителям церкви. Иного пути к блаженству нет, как Он Сам говорить: Аз есмь путь, и истина, и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасет­ся (Иоан. 10, 9).

а)  Как всякий из нас жаждет бла­женства! Как каждый боится и убегает скорбей и болезней! Только, к сожалению, мы жаждем и ищем блаженства на земле, где его нет, а не на небе, где оно пребывает во веки. В самом деле, какое блажен­ство в изгнании, в ссылке, в тем­нице? ибо ведь мы изгнаны за грехи из рая в мир сей, как в темницу. Какое блаженство у осужденных на смерть? Вы скажете: есть много и на земле невинных удовольствий, Кото­рыми Сам Бог пользоваться не запрещает, наприм. Сам Бог дал вино, веселящее сердце человека, или открыл людям искусство играть на псалтири, гуслях, органе, тимпане и на многих других музыкальных инструментах; Сам научил состав­лять лики и ликования; Сам распростер пред нашими глазами величествннное зрелище природы, в кото­рой повсюду видим радость и счастие тварей, как бы зовущих и нас к сорадованию. Так, есть по благости Божией некоторый невинныя утешения и в этом мире, оставленныя нам, уязвленным смертным жалом, для облегчения нашего странническаго пу­ти, наших скорбей и печалей, но эти­ми утешениями надо пользоваться весь­ма умеренно и отнюдь не прилепляться к ним, а стремиться к обещанному блаженству наипаче тесным путем труда, бдения, молитвы, воздержания, чистоты и всякой добродетели, в ко­торой невозможно преуспеть без великих скорбей и искушений. 

Истинное, полное и вечное блаженство на­ше, братия, на нeбе, там, где в неприступном свете живет всеблаженный Бог, где водворяются лики праотцев, патриархов, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и праведных и всех святых, там, где царствует вместе с Сыном Своим и Богом Царица небеси и земли, Пресвятая Богородица. А здешнее бла­женство — земное, плотское, призрачно, мимолетно, как сон, часто грубо и нечисто.

б) И так, где же нам найти истин­ный путь к блаженству? При руковод­стве и исполнении девяти заповедей Господних о блаженстве, которые Он произнес на горе вслух Своих учеников и народа, и которые для всегдашнего поучения и напоминания нам поются или читаются ежедневно на литургии, на малом входе, когда отвер­заются, в первый раз, царствия двери. Они читаются так:

1) Блажени нищие духом: яко тех есть царствие небесное.

2) Блажени плачущии: яко тии утешатся.

3) Блажени кротцыи: яко тии наслпдят землю.

4)  Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся.

5)  Блажени милостивии: яко тии помиловани будут.

6)  Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят.

7)  Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

8)  Блажени изгнани правды ради: яко тех есть царствгие небесное.

9)  Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут

всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

            Вот путь к истинному блажен­ству!

   III. Будем же помнить, что мы со­творены были Богом для вечной жиз­ни и вечного блаженства, — что чрез грех это блаженство мы утратили и выгнаны из рая, подвергшись проклятию Божию, обречены на труды, скор­би, болезни и смерть, — что теперь странствуем в изгнании, ищем отечества, из которого изгнаны, и утраченного блаженства, — что это отечество и бла­женство снова возвращаются нам Отцем небесным чрез ходатайство и заслуги возлюбленного Сына Его, Гос­пода нашего Иисуса Христа, под условием веры в Него и исполнения Его заповедей. Аминь. (Сост. по „Полн. собр. сочин.“ прот. I. Серпева (Крон­штадт.) т. I, изд. 1890 г.).

Поучение 2-е. 

 (Краткое изъяснены, на основании толкования св. отцев и учи­телей церкви,

учения Господа о блаженствах).

    I.    Однажды Христос, увидев мно­жество народа, окружившего Его, восшел на гору и когда сел, присту­пили к Нему ученики Его. Обратив взор на учеников и отверзши уста Свои, Он начал проповедь, и будучи кроток и смирен сердцем, предложил учение Свое не повелевая, а уб­лажая тех, которые свободно примут и исполнят слово Его.

   II.    Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное. Нищие или бедные духом — это смиренные люди, чувствующие свое недостоинство пред Богом и бессилие в деле спасения. “Так как Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то Иисус Христос восставляет нас посредством смирения”, полагая его как бы основанием. (Блж. Феофилакт. Благовестн., ч. 1 стр. 92)) Нищете духовной принадлежит Царство, возвещаемое Христом, со всеми благами его и неоскудеваемым богатством благодати. Какое это было радостное благовестие нищим (Ис. 61, 1) и как оно противоположно мечтательным представлениям иудеев о земном могуществе Царства царства Мессии!
     Блажени плачущии, яко тии утешатся, т.е. плачущие о грехах, а не о чем-либо житейском, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Но, чтобы эта глубокая печаль плачущих не простиралась до отчаяния, им обещано утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и мире совести. Это и есть то утешение, которое подает облагодатствованным душам Утешитель Дух Святый (Ин. 14, 16, 26); оно служит уделом их не только в настоящей жизни, но и в будущей: здесь они утешаются надеждою получить прощение грехов, а там будут непрестанно радоваться, получив жизнь вечную.
    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Такова, братия, третья заповедь блаженства. Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, тихое и незлобивое обхождение со всеми, чуждое гневливости, вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничем, вот те свойства, которые приобретают последователям Евангелия не только благословение Божие в жизни временной, мир и благоденствие (Пс. 36, 11), но и приводят их к наследию земли живых (Пс. 26, 3), “земли рая” (по выражению св. Ефрема Сирина), т.е. вечного блаженства.
    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся, гласит четвертая заповедь блаженства. С томительным чувством голода и жажды, требующим удовлетворения, здесь сравнивается сильное желание духовного блага, а именно — всякой добродетели, которая должна быть вожделенна христианину, как пища и питие, особенно же той правды Божией (Рим. 3, 22), которая состоит в оправдании человека пред Богом посредством благодати и веры в Иисуса Христа. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода и жажды, восстановляет и укрепляет силы, так насыщение духовное вносит мир и покой в душу помилованного грешника и делает его способным к добру. Впрочем, совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущей, когда они, просвещенные светом солнца правды (Мф. 13, 43. Мал. 4, 2), омытые и убеленные Кровью Агнца (Откр. 7, 14), наследуют Царство Небесное.
   Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Такова, братия мои, пятая великая заповедь, исполнение которой может дать нам вечное блаженство. По замечанию свт. Иоанна Златоустого, “различные бывают виды милосердия, и заповедь эта обширна” (Беседы на Евангелие от Мф., ч. I, с. 275): она обнимает не одни телесные нужды удрученных бедствиями, но и духовные. Добрый совет ближнему, утешение несчастного, молитва за него, прощение обид, — все это дела милосердия духовного; они столь же ценны в очах Божиих, как и вещественная помощь нуждающемуся от своих стяжаний. Милостивые “получают милость и здесь — от людей”, и там, в день праведного воздаяния на Страшном Суде, Господь помилует их и примет в Свое вечное Царство (Мф. 25, 34-40).
     Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чистота сердца, о которой говорит Господь, не состоит только в простосердечии, правдивости и искренности, но также в устранении от всякого незаконного желания, от всякого чрезмерного пристрастия к земным предметам, и в непрестанном памятовании о Боге. Чистые, по толкованию свт. Иоанна Златоуста, люди — те, которые “приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства; видение же здесь разумеется такое, какое только возможно для человека”.
Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым сердцем, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее, в непосредственном созерцании лицом к лицу (1 Кор. 13, 12; Фил. 1, 23).
     Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся, учит седьмая заповедь блаженства. Последователи Христовы, пребывающие, по выражению святого Исидора Пелусиота, “в мире с самими собой и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собой, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими (Ин. 1, 12; Рим. 8, 16; Гал. 4, 5, 6), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежат миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез него, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20).
      Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царство Небесное. В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей; Он возвестил им не славу и богатство, не приобретения и удовольствия, но — вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славного царства Мессии Христа — бедность, бесславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т.е., по объяснению святителя Иоанна Златоуста, за добродетель и благочестие, а поэтому им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в Небесном Царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым (1 Пет. 1,4).

     Наконец, Господь, обращая речь к апостолам, показал, что терпеть поношения особенно свойственно учителям:  блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради, пронесут имя ваше, яко зло Сына человеческого ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех: тако бо изгнаша пророки, еже (беша) прежде вас. Не всякий поносимый достигает этой высокой степени блаженства, но “только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно”.  Это злословие, переносимое за Христа в смирении духа, приобретает подвижнику великую награду на небесах, — “сугубое возмездие, и одно увенчивает его за самое дело, а другое за клевету” (Преп. Нил Синайский).

  В противоположность этим блаженствам, принадлежащим истинным ученикам Евангелия, Господь возвестил горе людям горделивым и тщеславным, поставляющим богатство и чувственные удовольствия исключительным предметом своих желаний, целью всей своей деятельности: горе вам, богатым, яко отстоите утешения вашего; горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете; горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекут вам вси человецы.

  Братия христиане! Будем молить Господа, да подаст нам силы исполнять Заповеди, которые суть единственные пути, вводящие нас в живот вечный, и по которым прошли все святые.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s