о блаженстве (7)

Седьмая заповедь блаженства

 

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»

(Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими)

Поучение 1-e

ОБЪЯСНЕНИЕ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

     1.   Господь, ублажая миротворцев, внушает всем нам искать мира и держаться его; ибо без мира, по апостолу, никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14), Который есть Мир наш, как сказа­но: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя еди­но (Еф. 2,14), и Который для этого и сошел на землю, чтобы восстановить на ней мир и по­ложил в церкви Своей слово примирения (2 Кор. 5, 19).

     2.   Итак, желающие получить вечное блажен­ство, должны быть миротворцами. Как же ис­полнять эту заповедь?

а) Во-первых, каждый из нас не должен попускать страстям возмущать себя, а от­ражать в самом начале прилоги страстей: и всячески соблюдать себя в мирном расположении, как заповедует апостол: «Мирствуйте в себе (1 Сол. 5, 13); и Бог любве и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). От чего происходят меж­ду нами ссоры, раздоры, несогласия? От того, что мы не научились удерживать порывов  страстей в своем сердце, искореняя их в самом зародыше; не научились быть мирными в себе, в глубине своей души. Почему всякий из нас обязан стяжать мирный дух, то есть, привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мерт­вому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях, лишени­ях, которые неминуемо бывают со всеми же­лающими идти по спасительным стезям Хри­стовым. И кто не скажет, что люди, стяжавшие такое настроение духа, по истине блаженны, потому что стяжали Божественную благодать, источник мира и радости в Духе Святом (Рим. 14,17), и ничем противным не возмуща­ются? Святой Феофилакт Болгарский говорит: «Мир, иже к человеком, и в душе от страстей, мати бывает божественные благодати, и рож­дает сию в нас; возмущаемая же душа, и брани творящая с иными человеки, и сама с собой, не мню, дабы удостоилась божественные бла­годати». Эту истину знают многие из нас и по собственному опыту. Итак, будем, бра­тия мои, всеми силами заботиться о стяжании мирного настроения духа; стяжем мир от стра­стей, и мы приобретем божественную благо­дать, которая сделает нас блаженными и ча­дами Божиими. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся.

б)  Умиротворяя себя, мы должны, во-вто­рых, быть миротворцами и относительно ближних; должны поступать со всеми друже­любно, не подавать причины к несогласию и предотвращать его всеми мерами, если оно случится из-за чего-либо, например, из-за ос­корбления, несправедливости чьей-либо, или из-за посягательства кого-либо на нашу соб­ственность или права, — всеми мерами ста­раться это несогласие прекращать, хотя бы при этом нужно было пожертвовать и чем-либо нам принадлежащим, например: нашей собствен­ностью, нашей честью, или первенством, если только это не противно нашему долгу, служ­бе, и никому не вредно; должны стараться при­мирять и других враждующих между собой, если можем; а если не можем, то молить Бога о их примирении: ибо чего не в силах сделать мы, то силен сделать Бог, Который и зверское сердце может сделать агнчим. Кто познал всю важность мира в жизни человека церковной, гражданской и семейной, естественной и бла­годатной, и крайний вред несогласия и раздора, от которых все приходит в расстройство, тот всеми мерами будет стараться и сам посту­пать со всеми согласно, и будет содействовать сохранению мира и согласия и между людьми: в мир бо призва нас Господь (1 Кор. 7, 15). Осо­бенная обязанность быть примирителями ле­жит на пастырях церкви, которые на то, между прочим, и поставлены, чтобы всех примирять с Богом и между собой. Они-то должны тушить несогласия семейные, разногласия мужа и жены, родителей и детей, и всякого рода, зва­ния и состояния людей, и им то в особенности предлежит великая награда — наименование сынами Божиими, если они усердно будут ста­раться водворять между людьми мир и согла­сие. На них же лежит долг примирять с церко­вью страждущих недугом раскола и неправедно враждующих на нее, и вообще всех зараженных сатанинским духом вражды на эту небесную и непорочную Матерь, и удаляющихся от ней, а через то и от Самого Бога.

Святой Григорий Нисский, восхваляя мир и согласие людей, говорит: «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, что бы ты ни назвал приятным в жизни, приятно бывает только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, жена, дети, дом, родные, друзья; пусть будут прекрасные сады, места для веселых пир­шеств, и все изобретения удовольствий, пусть все это будет, но не будет мира, — что пользы в том?.. Итак, мир не только сам по себе при­ятен для наслаждающихся миром, но и услаж­дает все блага жизни. Даже, если случится с нами, как это обыкновенно бывает с людьми, какое-нибудь несчастье во время мира, и оно бывает сноснее, потому что в этом случае зло умеряется добром… Ты сам по себе рассуди: что за жизнь тех, которые враждуют между собой и подозревают друг друга? Они встреча­ются угрюмо и один в другом всего гнушают­ся, уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что при­ятно для одного из них, ненавистно для друго­го, и напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Поэтому Господь хочет, чтобы ты с таким избытком умножал в себе благодать мира, чтобы не только сам мог наслаждаться им, но чтобы твоя жизнь служи­ла врачевством против болезни других… Кто предотвращает других от этого постыдного по­рока, тот оказывает величайшее благодеяние, и справедливо может называться блаженным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое, и вместо того вво­дя общение благ. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу, делается подражателем истинному Богу».

в) Впрочем, бывают случаи, когда и разногласие бывает лучше мира, и надоб­но бывает пренебрегать самым миром: та­ков мир людей беззаконных, о котором говорит Давид: «Возревновах на беззаконный, мир греш­ников зря» (Пс. 72; 73, 3), — когда все идет по их желанию, когда они богатеют имуществом и неправдой всякого рода, когда они получают награды и отличия, цветут здоровьем и пр. «Да не подумают, — пишет святой Григорий Богослов, — будто бы я утверждаю, что вся­ким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единогласие, но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Но когда дело идет о явном нечестии, тогда должно идти скорее на огонь и меч, нежели при­общиться лукавого кваса и прилагаться к зара­женным». «Мир тогда особенно и вод­воряется, — пишет святой Иоанн Златоуст, — когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Ибо через это только и возможно небу соединиться с землей. Ибо и врач тогда спасет части тела, когда отсекает от них неизлечимый член, и военачальник восстановляет спокойствие, когда злонамеренных единомышленников приводит в разногласие. Так было и при столпотворении вавилонском: злой мир разрушен добрым несогласием, и вод­ворен мир… Единомыслие не всегда бывает хо­рошо: и разбойники бывают согласные».

    3.  Итак, блажени миротворцы, т.е. во-пер­вых, те, которые сами себя умиротворяют от страстей и подавляют их в себе, и всемерно ста­раются поддерживать добрый мир с ближни­ми; во-вторых, те, которые всегда стараются о примирении враждующих всеми зависящими от них средствами.

Они нарекутся сынами Божиими, т.е. они почтены будут величайшею честью перед ли­цом всех ангелов, всех человеков: ибо нет выше чести, как смертному человеку назваться сы­ном бессмертного и блаженного Бога и само­му сделаться бессмертным и блаженным, и на­следовать царство небесное, сделавшись наследником Божиим и сонаследником Хрис­товым. Самое блаженство миротворцев будет неизреченно и особенно велико, так как они сами водворяли в людях величайшее благо мира, и способствовали и временному благо­получию, и вечному блаженству людей.

Будем же, братия мои, все мирны и миролю­бивы. Именем Господа прошу об этом всех и каж­дого из вас. Аминь.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s