о блаженстве (8)

 

Восьмая заповедь блаженства

 

«Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»

(Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство небесное)

 

Поучение 1-е

 

ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

 

   1.  Непостижимая для мира эта стезя блажен­ства. Ужасен для плоти нашей таковой путь к царствию. Но, братие, этот путь уже углажен стопами бесчисленных страдальцев. По нему прошло великое множество праведников. Обо­зрите пройденный путь крестный, и пересмот­рите гонимых за правду. С тех пор как водво­рилась на земли неправда, началось гонение на правду и на праведных.

Праведный Авель пал под рукой злобного брата; боговидец Моисей бежал от притесни­теля фараона; кроткий Давид укрывался от же­стокого Саула и от сына своего Авессалома; святой пророк Илия преследован нечестивой Иезавелью. Пророки пострадали от нечестивых царей; креститель Иоанн обезглавлен беззакон­ным Иродом; Спаситель наш Иисус Христос распят жестоковыйными иудеями; апостолы Христовы, как ближайшие участники Христо­вых страданий, большей частью повешены на крестах от нечестивых гонителей; мученики Господни, по повелению языческих императо­ров и князей или пали под секирой, или сгоре­ли на кострах, или потоплены в озерах и реках; пастыри церкви свергались со святительских престолов и умирали в заточении; пустынни­ки добровольно оставляли мир, их недостой­ный (Евр. 11, 38), чтобы уходить достойно своего высокого звания.

     2.  а) Что же теперь? Правда, ныне гоне­ние на христианство прекратилось. Но раз­ве совершенно побежден грех? Разве реши­тельно изгнана неправда? Или разве диавол примирился со Христом? Разве он перестал враждовать на Бога и разрушать спасение че­ловека? Нет, братие! Блаженная обитель гони­мых и страждущих вместе с другими блажен­ными обителями отверста будет до скончания мира. Об этом святой апостол Павел ясно сви­детельствует, когда возвещает гонение всем благочестивым, всем христианам. «Вси хотя­щий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» (2 Тим. 3, 12), — говорит он.

Правда, не все благочестивые подверга­ются одинаковым гонениям, но все подвер­гаются гонениям. Кто стенает от властолю­бия сильных, кто плачет от корыстолюбия богатых, кто угнетается гордостью, кто пресле­дуется злобой, кто порицается завистью, кто уловляется лестью, кто уязвляется клеветой; кого терзают страсти, кого мучит плоть, на кого нападает диавол. Гонение есть необходи­мое последствие благочестия, и тогда только благочестивые перестанут быть гонимы, ког­да перестанут быть благочестивыми. Ибо мо­жет ли тьма соединиться со светом? Может ли неправда сдружиться с правдой, беззаконие с добродетелью? Ежели праведные и благочес­тивые не принадлежат к миру, который во зле лежит (1 Ин. 5, 19): то мир будет ли любить пра­ведных и благочестивых? «Аще от мира бысте были, — говорил Христос ученикам, — мир убо свое любил бы; якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 19)». Действительно, станет ли лю­бить нечестивый благочестивого, порочный добродетельного, гордый смиренного, высо­кий низкого, богатый нищего, корыстолюби­вый щедрого, рассеянный уединенного, сладо­страстный целомудренного? Нет. Первые непременно скажут о каждом из последних: «Уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашим; быстъ нам на об­личение помышлений наших; тяжек есть нам и к видению, яко неподобно иным житие его, и отменны стези его» (Прем. 2, 12, 14, 15).

Так, братие! Гонения и страдания неразлуч­ны с правдой и благочестием христианским. И если мы в гонении: то на пути к блаженству. «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и проне­сут имя ваше яко зло, Сына человеческого ради. По сим бо творяху пророком отцы их», — ска­зал Иисус Христос (Лк. 6, 22 — 23). А, напротив, ежели мы в благоденствии и мире с миром; то это печальный знак, что нет в нас истинного благочестия. «Горе, егда добре рекут вам ecu человецы: по сим бо творяху лжепророком отцы их», — сказал также Христос (Лк. 6,26).

б) В чем же состоит блаженство гонимых и страждущих?

аа) Праведные и благочестивые утеша­ются посреди страданий. Кто усомнится, что гонимые благочестивые радуются посре­ди гонений, страждущие праведники веселят­ся посреди страданий? Загляните в душу бла­гочестивого страждущего и нечестивого благоденствующего! Где вы увидите свет, чис­тоту, спокойствие? Не в душе ли терпящего праведника! Совесть его светла, душа чиста, сердце покойно и тогда, когда он смотрит на свои скорби. Что ж, если он поднимет взор к Тому, за Которого страждет? Можно ли опи­сать то утешение, которое тогда прольется в его душу? Не без основания сказал святой апо­стол Павел о себе, что он радовался в своих страданиях (Кол. 1, 24). Не без причины убеж­дает святой апостол Иаков всех верующих ра­доваться, когда постигают их искушения и бед­ствия. Всяку радость имейте, братие моя, егда во искушение впадаете различна (Кол. 1, 2).

бб) Праведные и благочестивые страж­дущие прославляются от Бога на земли. По­смотрите на те чудеса, которыми сопровожда­лось терпение праведных, и на ту славу, которой прославлял Бог гонимое благочестие. Апостолов гнали и убивали за проповедь Еван­гелия, но проповедь Евангелия пронеслась по всей вселенной. Мученики в ужасных страда­ниях оканчивали жизнь, но чудесами изумля­ли всех и терпением обращали гонителей. Всех праведников, при жизни, ненавидели и гнали, но, по смерти, чтут и ублажают. Так гонимая правда прославляется от Бога и на земли! Так преследуемое благочестие открывает свое до­стоинство и в настоящей жизни! «Прославляющие Мя прославлю», — говорит Бог.

вв) Праведные и благочестивые страж­дущие вечно царствуют со Христом на небеси. «Яко тех есть царствие небесное»— сказал Спаситель. Если бы не было после вре­менной жизни вечной; если бы Христос, за Которого гонятся и страждут благочестивые, не был Царь славы: то конечно терпение пра­ведников только свидетельствовало бы о их крайнем злополучии. Но для благочестивых есть славная будущая жизнь, вечное блажен­ство в Божественном царстве, перед которым и жизнь настоящая, и страдания временные ничто. «Непщую,  — говорит святой апостол Па­вел, — яко недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). Пред лицем человеческим аще и муку приимут, — говорит премудрый о праведных, — упование их бессмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетелъствовани будут: яко Бог искуси их, и обрете их дос­тойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я; и во время посещения их возсияют» (Прем. 3, 4 — 7). Правед­ные и благочестивые подобны золоту и драгоценным камням. Как золото очищается в гор­ниле, и драгоценные камни обделываются ис­кусством художника: так и праведные очища­ются в горниле страданий и совершенствуются в руках мучителей! Но как золото и драгоцен­ные камни сияют полным своим блеском тог­да, когда коснутся их лучи солнечные: так и праведные воссияют светом своей славы тог­да, когда озарит их солнце правды — Христос. В это-то славное время посещения они воссия­ют. «Егда, — говорит святой апостол Павел, — Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе» (Кол. 3, 4).

  3. Таков, братие — христиане, глубокий смысл восьмой заповеди о блаженствах. Блажени (же) изгнани правды ради: яко тех есть цар­ствие небесное. И да поможет нам Господь Сво­ей всесильной благодатью — ибо не на свои силы мы уповаем, но на помощь Божию, с ра­достью понести крест гонения за правду, если Господу благоугодно будет возложить его на рамена наши: великая награда на небеси ожи­дает такого крестоносца. Аминь.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s