свт. Иоанн Златоуст. беседа LXVII (Ин.12,25–26)

Евангелие от Иоанна 

 гл. 12,  ст. 25 – 26

25.  Любяй душу свою, погубит ю: а ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю.

26.  Аще кто Мне служит, Мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет.

_______________________________

Беседа  LXVII.  [1]

О  том,  кто  любя  свою  жизнь,  губит  ее.

 

«Любяй душу свою, погубит ю: а ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю.

               Аще кто Мне служит, Мне да последует»   (Ин. 12, 24, 26).

     

    1.  Сладостна настоящая жизнь и заключает в себе много приятного, но не для всех, а только для привязанных к ней.

    Если же кто посмотрит на небо и увидит тамошние блага, тот скоро станет пренебрегать этой жизнью и ставить ее ни во что. Ведь и телесная красота, пока нет другой – лучшей, возбуждает удивление; а когда явится красота лучшая, прежнею начинают пренебрегать. Так и мы, если станем смотреть на ту красоту и созерцать благолепие тамошнего царства, – скоро освободимся от настоящих уз, так как привязанность к настоящему действительно есть некоторого рода узы.

    К этому-то и приводит нас Христос, когда говорит: Любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. Аще кто Мне служит, Мне да последует; и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Иоан. 12, ст. 25, 26). [2]

    Слова эти походят, по-видимому, на загадку; но они – не загадка, в них заключается великая мудрость. Каким же образом любящий душу свою погубит ее?

    Когда кто исполняет ее неуместные пожелания, когда кто угождает ей больше, чем должно. Потому-то некто и дает такое наставление: в след похотей души твоей не ходи  (Сир. 18, 30). [3] Чрез это ты погубишь ее, потому что (похоть) отдаляет от пути, ведущего к добродетели. Точно также и наоборот, «ненавидящий» душу свою «в мире сем», спасет ее. Что значит: ненавидяй душу свою? Это означает того, кто не слушает ее, когда она внушает что-нибудь вредное. Но не сказал: кто не слушает ее, а: «ненавидяй» ее.

    Как мы не можем ни слышать голоса ненавидимых нами, ни видеть лица их равнодушно, так точно мы должны крайне отвращаться и от души, когда она внушает нам что-нибудь неугодное Богу.

     Так как (Христос) намеревался уже беседовать с учениками о смерти, и именно о Своей смерти, и предвидел их скорбь и уныние, то и употребляет усиленную речь, говоря: что сказать о том, что вы не можете перенести с твердостью Моей смерти? Ведь если и сами вы не умрете, – для вас не будет никакой пользы. Но смотри, как Он и смягчает Свою речь. Человеку, любящему свою душу, очень тяжело и прискорбно было услышать, что он должен умереть. И нужно ли говорить о временах древних, когда и ныне мы найдем много людей, которые, не смотря на то, что убеждены в будущем, охотно решаются все перенести, лишь бы насладиться настоящей жизнью, – которые, смотря на здания, на изобретения и произведения искусств, со слезами приговаривают: как много замышляет человек, и между тем – обращается в прах! До такой степени сильна привязанность к настоящей жизни!

    Итак, чтобы разрешить эти узы, Христос говорит: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. А что Он сказал это ученикам с тем, чтобы ободрить их и удалить от них страх, это видно из дальнейших слов: аще кто Мне служит, Мне да последует. Здесь Он говорит о смерти и требует последования самым делом. Слуга непременно должен следовать за тем, кому служит. И заметь, в какое время Он беседует с ними об этом; не тогда, кода они были гонимы, но когда были совершенно спокойны, – когда, пользуясь от многих почетом и услугами, почитали себя в совершенно безопасности, – когда могли быть бодры духом и услышать: и возьми крест свой, и следуй за Мною (Матф. 16, 24), т. е., должен быть всегда готов на опасности, на смерть, на переселение из этой жизни. Вслед за тем, так как Он сказал прискорбные слова, – предлагает и награду.

    В чем же эта награда? В том, что будут следовать за Ним и будут там, где Он. Этим Он показал, что за смертью последует воскресение. Идеже есмь Аз, говорит Он, там и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения.


[1] Из  «Беседы LXVII» по изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. – Творения. Т. 8. Кн. 1. Спб., 1902. Репринт: М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 448 – 450

[2] «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

[3] «Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих».

Оставьте комментарий