свт. Василий Великий. На Мф. 5-7

Мф. гл. 5

Кто суть нищие духом (Мф. 5:3)?

Ответ. Поелику Господь говорит в одном месте: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6:63), в другом: Дух Святый… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26); не от Себя говорить будет (Ин. 16:13): то нищие духом суть те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: пойди, продай имение твое и раздай нищим (Мф. 19:21, Лк. 18:22). Но если кто, прияв и как ни есть приключившуюся ему нищету, управит собою по воле Божией, как Лазарь; то и сей не чужд блаженства.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

***

Сокрушение же сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям сверхчеловеческим и божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничтожаемою от Господа. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Итак, близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Кто чужд всякого надмения, ничем человеческим не гордится, тот и сердцем сокрушен, и духом смирен. Правда, смирен [То есть унижен] и тот, кто ходит во грехе, потому что ничто так не смиряет, как грех. Посему растленную и потерявшую святыню девства называем смиренною. Так, сказано, что Амнон восстал на Фамарь и смири ю (2 Цар. 13:14).

Посему, которые утратили высокость и возвышение души, низложенные грехом на землю и как бы пригвожденные к земле, изгибаются, подобно пресмыкающемуся змию, и уже не в силах прийти совершенно в прямое положение, те смиренны, но не духом, почему смирение их и не похвально. Но которые имеют благодать Святаго Духа, те добровольно смиряют себя пред низшими, с Апостолом называя себе самех рабами всякого человека (ср.: 2 Кор. 4:5) о Христе, всем попрание доселе, и говоря еще с ним: якоже отреби миру быхом (1 Кор. 4:13). Они употребляют смирение духовно и делают себя последними из всех, чтобы стать первыми из всех в Царстве Небесном. Сих и Господь называет блаженными, говоря: блажени нищие духом (Мф. 5:3).

Беседа на псалом тридцать третий. ст. 19

***

«Сей нищий воззва, и Господь услыша и». Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: «Блажени нищии духом» (Мф. 5:3), — не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение.

Беседа на псалом тридцать третий. ст. 7

***

Вопрос: Кто есть кроткий (Мф. 5:5)?

Ответ. Кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу.

***

Поелику Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ч. 2. Вопрос 130.

***

Кто есть «чистый сердцем» (Мф. 5:8)?

Ответ. Кто не знает за собой презрения к заповеди Божьей, или недостаточного или небрежного исполнения оной.

***

Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Мф. 5:9)?

Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5:1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27).

***

Каковы, по требованию Божиего Слова, должны быть христиане.

    как соль в земле; почему вступающие с ними в общение обновляются духом в нетление. Вы есте соль земли (Мф. 5:13).

Нравственные правила. Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели. Гл. 10.

***

    <Они> как свет в мире; почему и сами не допускают в себя греха, и приближающихся к ним просвещают в познание истины, чтобы они стали, чем должны быть, или обличились, что они такое. Вы есть свет мира (Мф. 5:14). В нихже являетеся якоже светила в мире (Флп. 2:15).

Нравственные правила. Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели.

***

Вопрос. Что такое «рака»?

Ответ. Речение местное, не слишком оскорбительное, употребляемое с людьми близкими.

***

Одним ли только иереям, или и всем сказано: аще принесеши дар твой ко алтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ст. 23-24)? И как может всякий из нас приносить дар к алтарю?

Преимущественно и первообразно следовало бы принять сие за ска­занное иереям. А поелику написано: вы же свяшенницы Господни наречетеся служителие Богу все (Ис. 61:6), и жертва хвалы прославит мя (Пс. 49:23), и еще; жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19); да и апостол говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12:1); все же это для всех есть общее, то каждому из нас необходимо ис­полнять сказанное.

***

Кто соперник каждому из нас, или как нам мириться о ним?

Здесь Господь называет соперником в собственном смысле того, кто намерен отнять что-нибудь полезное нам. Помиримся же с ним, если со­блюдем заповедь Господа, сказавшего: хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу (Мф. 5:40); а подобно сему надобно поступать и в рассуждении всякой вещи.

     Мф. гл. 6.

Вопрос. Как делает десница, чтобы не знала шуйца?

Ответ. Когда ум не рассеянно и с усильным вожделением благоугождения Богу законно подвизается, всеми мерами домогаясь, чтобы не уклониться от должного: тогда не имеет он помышления ни о чем ином, и ни о каком другом члене, кроме служащего ему к предположенной цели, как художник в каждом деле устремляет мысль только на одно полезное для него орудие.

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ч. 2

***

Какая это клеть, в которую Господь повелевает войти молящемуся?

Клетию обыкновенно называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранить или в которой можно скрыться, по ска­занному у пророка: идите, людие Мои, внидите в храмину вашу, укрыйтеся (Ис. 26:20). А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему если кого бес­покоит этот недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в мо­литве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внима­ния на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавше­го: се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему (Пс. 122:2). Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему необходимости скрывать прекрасное; чему научая, Сам Господь говорит: не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже возжигают светильника и поставляют его под спудом: но на свещнице, и светит всем, иже во храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:14-16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте, и вообще о всяком деле благочестия.

***

Что такое «хлеб насущный» (Мф. 6:11, Лк. 11:3), о ежедневном подаянии нам которого научены мы молиться?

Ответ. Когда трудящийся, помня слова Господа, Который говорит: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить» (Мф. 6:25), и слова Апостола, который повелевает делать, «чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28), трудится не ради собственной своей потребности, но ради Господней заповеди (потому что «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:10): тогда насущный хлеб, то есть, способствующее природе нашей к ежедневному поддержанию жизни, он не себе самому предоставляет, но испрашивает сего у Бога, и Ему открыв необходимость нужды, таким образом вкушает уделяемое ему тем, кто, по испытании, приставлен на каждый день исполнять сказанное: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:35).

***

Поелику Господь сказал: ты же постяся, помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся; что делать, когда и против воли делается видимым для людей, кто пожелает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, нередко поступали и святые?

Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божию напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться от боголюбцев, Господь Сам объявил, сказав: не может град укрытися верху горы стоя, ниже возжигают светильника и постав­ляют его под спудом, и т.д. (Мф. 5:14-15).

***

Поелику Господь повелевает не заботиться о том, что ямы, или что пиемы, или чим одеждемся; то до чего простирается сия заповедь или как в точности выполняется?

Заповедь сия, как и всякая другая, простирается даже до смерти; пото­му что Господь послушлив был даже до смерти. Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботиться, присовокупил обе­тование, говоря: весть бо Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, нежели попросите у Него (Мф. 6:32). Таков был апостол, который говорит: осужде­ние смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, восставляющаго мер­твые (2 Кор. 1:9), то есть по душевной решимости и готовности ежеднев­но умирал я, но был соблюдаем Божиим благоволением. Потому с дерзно­вением говорил: яко умирающе, и се живи есмы (2 Кор. 6:9). Решимости тако­вой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение испол­нять заповеди Господни; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рас­сеиваться попечением о потребностях телесных.

***

Поелику есть Господня заповедь: «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34); то как здраво разуметь сию заповедь: ибо видим, что много у нас попечения о потребном на нужды, даже запасаем и то, чего достаточно было бы и на более долгое время?

Ответ. Кто принял ученее Господа, сказавшего: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: «и это все приложится вам» (Мф. 6:33): тот не расслабляет души житейскими заботами, которые подавляют слово и делают его бесплодным (Мф. 13:22); но, подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, верует Господу, сказавшему: «трудящийся достоин» пищи своей (Мф. 10:10), и ни мало не беспокоится о ней; работает не ради самого себя, но ради Христовой заповеди, как показал и научил Апостол, сказав: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых» (Деян. 20:35). Ибо заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди — похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения.

«Правила кратко изложенные в вопросах и ответах».  Вопрос 272.  

    Мф. гл. 7

Вопрос. Как иный дает святое псам, или повергает бисеры пред свиниями, и как бывает присовокупленное: да не поперут их ногами, и вращшеся расторгнут вы?

Ответ. Сие объясняет нам апостол, когда к сказанному им иудеям присовокупляет: иже в законе, хвалишися, преступлением закона Бога безчествуеши (Рим. 2:23). Посему Господь запретил здесь то бесчестие, какое святым словам Господним наносим преступлением оных. Следствием сего преступления бывает, что находящиеся вне веры также почитают Господни наставления удобопренебрегаемыми, и потому же самому с большею смелостью восстают и на нас, и преступающего как бы расторгают своими укоризнами и обличениями.

***

Почему называются пространными те врата, и широким тот путь, которые вводят в пагубу (Мф. 7:13)?

Господь, по многому человеколюбию, для выражения учения истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на боль­шее пространство; так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ве­дет в Царство Небесное, находится на великом пространстве заблужде­ния. А слова пространный и широкий, как рассуждаю, значат одно и то же; потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть место заблуждения, пространно, а ко­нец его — пагуба.

***

Вопрос. От чего «узки» те врата, и «тесен» тот путь, который вводит «в живот», и как входит им человек (Мф. 7:14)?

Опять и здесь узкое и тесное означают не что-либо разное; но слово тесный выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть с обеих сторон жаться; потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: при стези соблазны положиша ми (Пс. 139:6). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: да не уклонишися ни на десно, ни на лево (Втор. 17:11).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах

***

Глава 1.  Не дóлжно просто и без исследования увлекаться людьми, которые носят на себе личину истины, но надобно узнавать каждого по признакам, какие даны в Писании.

Внемлúте же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть вóлцы хúщницы; от плод их познáете их (Мф. 7:15, 16).

Правило 28. О различении людей добрых и недобрых

***

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Даже и тому, кто исполняет волю Господню, но не как хочет сего Бог и не по чувству любви к Богу делает это, бесполезно усердие в деле, по изречению Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: поскольку делают, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6:5). Сим и апостол Павел научен был сказать: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:3).

Правила пространно изложенные в вопросах и ответах

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s