приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ

К  КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ  ПОУЧЕНИЮ

         Примеры 

(заимствованные из русского подвижничества)

алкавших и жаж­давших оправдания чрез Иисуса Христа.

     Чтобы одержать победу над греховной стороной своей природы, подвижники предава­лись иногда весьма изнурительным телесным трудам, чтобы достигнуть через это праведности, которая приводит к жизни вечной, не ради заслуг своих, а ради участия в страданиях Христовых, ради сораспятия своей плоти со страс­тями и похотями ее.

1.  Самый обыкновенный вид подвижни­чества отшельнического составляет пустынножительство. Наши русские пустынно­жители уходили не в песчаные пустыни, но в непроходимые лесные дебри и болота, на нео­битаемые острова, туда, куда до них не ступала нога человека.

Пустынник селится в хижине или в пеще­ре, иногда даже в дупле дерева «яко вран на нырище», по словам летописца; его мучит жар, хо­лод, голод, дикие звери, а когда проведают, то и злые люди; наконец, он сам изнуряет себя уси­ленными трудами, постом, бдением и т. п. Так проводит он долгие годы, пока не соберутся к нему последователи и не образуется, таким об­разом, обитель, а иногда и умирает он в уедине­нии. В большинстве случаев русские подвижни­ки уходили в пустынные места из монастырей, где они уже успели прославиться своей святой жизнью. Приведем несколько примеров:

а)   Преподобный Герасим Болдинский (Смол, губ.) тринадцать лет провел в Горицком монас­тыре. Об его подвигах знали не только в обите­ли, но и в Москве. Тяготясь славой, он оставил монастырь и поселился в дикой местности До­рогобужского округа, где жили только звери, да укрывались разбойники. У ближайшей дороги он повесил на дереве кузовок; проходящее кла­ли в него милостыню, которая и была единствен­ным средством пропитания пустынника. Но не­редко этой милостыней пользовались и другие. Разбойники часто били его, стараясь прогнать из той местности. По преданию, хижину отшель­ника и его кузов, впоследствии, охранял ворон, который бил в глаза дурных людей и зверей, под­ходивших к месту подвигов святого. Позднее преподобный Герасим перешел на Болдину гору. Здесь напали на него местные жители, избили, связали и хотели бросить в озеро, но потом пере­думали и представили в Дорогобуж к наместни­ку, который и посадил его в тюрьму. Только прибывший в это время посол из Москвы узнал Ге­расима и освободил его.

Когда подвижник возвратился к себе в уеди­нение, к нему стали собираться ученики, и он построил для них церковь, а потом и монастырь.

б)  Один из учеников преподобного Сергия Радонежского, преподобный Сильвестр, избрал себе для уединенных подвигов глухой лес на берегу р. Обноры. Долго никто не знал про отшельника, и только случайно один заблудившийся в лесу местный житель увидал его хижину. Подвижник сожалел, что его убе­жище открыто, и просил пришельца никому не говорить о нем. Между прочим, преподобный рассказал своему неожиданному гостю, что он уже давно живет в этом лесу, питаясь только кореньями и травами, что в первое время он из­немогал от голода и иногда без сил падал на зем­лю, пока, наконец, явившийся ему в видении чудный муж не укрепил его. Пришелец не ис­полнил просьбы пустынника и рассказал о сво­ей встрече с ним. Скоро к Сильвестру собрались ревнители благочестивой жизни, и он устроил монастырь, в котором сам был первым игуме­ном. Преподобный Сильвестр так любил от­шельнические подвиги, что часто из монасты­ря уходил в дремучий лес для молитвы.

в)   Преподобный Тихон Медынский не имел даже хижины и жил в дупле огромного старого дуба. Пищей ему служила трава, а воду брал он из колодца, который выкопал своими руками. Злые люди восстановили против него местного владетельного князя, который соб­ственноручно хотел избить отшельника, и был удержан от того только внезапной болезнью. Впоследствии преподобный Тихон также осно­вал обитель в честь Успения Божией Матери.

г)   Преподобный Савватий, уже убеленный сединами, проведя много лет в под­вигах монастырских, прибыл на Белое море. Вдвоем с Германом на утлой лодке переехали они с берега на Соловецкий остров, пробыв в пути около трех дней. Даже закаленные в борь­бе с суровой северной природой местные бере­говые жители не отважились поселиться на этом острове; их устрашала трудность сообще­ния, жестокие морозы, неплодородные земли. Но подвижников ничто не устрашило: в страшной нужде и лишениях преподобный Савватий про­жил здесь последние шесть лет своей жизни, а затем один в лодке возвратился на берег, где принял святое причастие и мирно скончался.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s