Разное

Изъяснение

заповедей Господа нашего Иисуса Христа

невошедших

   в Нагорную проповедь.

_______________________

1.   Святитель  Иоанн  Златоуст.   (347 – 407). 

                      Толкование на святого Матфея евангелиста. – Творения. Т. 7. Кн. 2. Спб. 1901. Репринт: М., Издательский отдел Московкого Патриархата, 1993.

                      Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. – Творения. Т. 8. Кн. 1. Спб. 1902. Репринт: М., Издательский отдел Московкого Патриархата, 1993.

2.   Святитель  Никифор  Астраханский  (Феотокис).   (1731 – 1800).

                     Кириакодромион (Путь по дням Господним)  или

                 Толкование воскресных евангелий с нравоучительными беседами. М. 1890

Кроме общеобязательных заповедей Христовых,  

есть еще заповеди Его более частныя.

 

1)                О поклонении Богу в духе и истине  (Ин. 4, 24).

2)                О хранении святыни — таинстве веры от врагов  (Mф. 7, 6).

3)                О постоянстве в молитве  (Mф. 7, 7—11).

4)                Об осторожности от лжепророков  (Мф. 7, 15—23).

5)                О слушании слова Божия  (Mф. 12, 50  Лк. 11, 28).

6)                О исповедничестве  (Mф. 10, 32—33).

7)                О пище духовной  (Ин. 6, 27—71).

8)                О достоинстве и о несоблазнении детей  (. 18, 3. 6. 10  Лк. 18, 15-17).

9)                О здравом разсуждении и мире христиан между собою  (Мк. 9, 50).

10)             О христианском суде  (Мф. 18, 15—17).

11)             О всепрощении (Мф.  18, 21—35; Лк. 17, 1—4).

12)             О жажде духовной (Ин. 7, 37—38).

13)             О познании  истины, и о свободе от рабства греху  (Ин. 8, 36).

14)             О разводе  супругов  (Мф. 5, 32; Мк. 10, 2—12).                        

15)             О  девстве (Мф. 19, 11 — 12).

16)             О  неподавании соблазна ближнему  (Лк. 17, 1—2).

17)             О  силе веры  (Мк. 11, 23—26).

18)             О  хранении  души  для жизни вечной   (Лк.  18, 18—22; снес. Ин. 12, 25-26).     

19)             Опасение от прельщений лжеучителей;  (Мф. 24, 4; Мк. 13, 5-6; Лк. 21, 8).   

20)            О  подражании   примеру   Спасителя   (Ин. 13, 15—17).

21)            О  скромности   исполнителей   всею   повеленнаго  (Лк. 17, 10).                            

22)            О   воздаянии   Кесарева   Кесарю,   а   Божья   Богу  (Мф. 22, 21).

23)            О  причащении (Мф. 26, 26—29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19—20).

24)            Любовь  по  примеру  Христа  Спасителя  есть христианское знамя  (Ин. 13, 34—35).

25)            О  пребывании во Христе Спасителе.        

          Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, из­вергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете мно­го плода, и будете Моими учениками.

              Пребудьте в любви Моей. Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 4—14).

             Кто будет веровать и креститься, — спасен бу­дет; а кто не будет веровать, — осужден будет. (Мк. 16, 16).

            Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь. (.  28, 19. 20).

      (из книги:  «Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа»)

______________

      «Вот заповеди, которые дал Господь любящим Его и хотящим достичь совершенства и спастись, и получить благодать, и царствовать с Ним вечно.

Вот первая и наибольшая заповедь Господня: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37 – 40), – то есть эти две заповеди включают в себя все заповеди и Закон: начало, и середина, и конец заповедям и Закону эти две заповеди.

Третья заповедь Господня: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). «Если любите Меня… пребудьте в любви Моей» (Ин. 14, 15; Ин.  15, 9). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Сия есть заповедь Моя, пусть любящий Меня, любит и брата своего. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде Вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19).

Четвертая заповедь Господня: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26).

Пятая заповедь: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 27). И кто меньший из вас, тот больший в Царстве Небесном.

Шестая заповедь: «Алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25, 35).

Седьмая заповедь: «Жаждал, и вы напоили Меня» (Мф. 25, 35).

Восьмая заповедь: «Был странником, и вы приняли Меня»  (Мф. 25, 35).

Девятая заповедь: «Был наг, и вы одели Меня» (Мф. 25, 36).

Десятая заповедь: «Был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 36).

Одиннадцатая заповедь: «В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 36).

Двенадцатая заповедь: «Будьте милосерды как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36).

Тринадцатая заповедь: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). «Я посреди вас как служащий» (Лк. 22, 27). Также и апостол Павел много раз говорит об этих заповедях: «Братия, носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И еще говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2, 4). И еще говорит: «В почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12, 10). И еще говорит: «Нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34). И еще многократно говорит о том же: об общности и единении. Об этом говорят и все святые отцы, и все святые книги вопиют. И святое Евангелие Христово, которое суть заповеди Христовы, уста Христовы, и апостольские предания, и пророки, и предсказания псалмов и пророков, и предания святых отцов. И важнее эти две заповеди, чем всесожжения и жертвы. Это строго и крайне тщательно до конца соблюдали святые отцы в общежительных монастырях. В пустынях же сохранили первую заповедь. Если же представлялся удобный случай, то исполняли и вторую.

Даже святители, занимаясь писательским трудом, исполняли заповедь любви, потому что в философии и в составлении церковных песнопений они обнаружили немалое трудолюбие.

Те же любовь и милосердие направляют нас от первой заповеди ко второй, к нуждам братии. Поскольку все пути Господни – любовь и милость, и милосердие, и истина, и справедливость. А это и есть любовь и милосердие, и смиренномудрие. Ими собираются воедино апостольские собрания и соединяются в общении, и проповедь их утверждается. На них же были основаны иноческие общежительные монастыри святых отцов, почему все святые отцы и являют собой образец смирения для своей паствы, молясь Богу и духовно заботясь о спасении пасомых, и занимаясь рукоделием, кому это по силам. А братья трудятся друг для друга Бога ради и живут в послушании, считая себя грешниками.

Далее четырнадцатая заповедь Господня: «Не убивай» (Исх. 20, 13).

Пятнадцатая заповедь: «Не кради» (Исх. 20, 15).

Шестнадцатая заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14).

Семнадцатая заповедь: «Не лжесвидельствуй» (Исх. 20, 16).

Восемнадцатая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20, 12).

Девятнадцатая заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39).

Двадцатая заповедь: любите не только ближнего своего, но, как сказано, «Любите и врагов ваших» (Мф. 5, 44).

Двадцать первая заповедь: «Благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44).

Двадцать вторая заповедь: «Благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44).

Двадцать третья заповедь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44-45).

Двадцать четвертая заповедь: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Двадцать пятая заповедь: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39).

Двадцать шестая заповедь: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5, 40).

Двадцать седьмая заповедь: «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10, 22, Лк. 21, 17).

Двадцать восьмая заповедь: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10, 23).

Двадцать девятая заповедь: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5, 41).

Тридцатая заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42).

Тридцать первая заповедь: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19).

Тридцать вторая заповедь: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31,33).

Тридцать третья заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).

Тридцать четвертая заповедь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7).

Тридцать пятая заповедь: «Ищите, и найдете» (Мф. 7, 7).

Тридцать шестая заповедь: «Стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7).

Тридцать седьмая заповедь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41).

Тридцать восьмая заповедь: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Тридцать девятая заповедь: «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды» (Лк. 9, 3).

Сороковая заповедь: «Кто не отрешится от всего что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 33).

Сорок первая заповедь: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 15, 5).

Сорок вторая заповедь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Сорок третья заповедь: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 29).

Сорок четвертая заповедь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Сорок пятая заповедь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).

Сорок шестая заповедь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими» (Лк. 21, 34).

Сорок седьмая заповедь: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6, 25).

Сорок восьмая заповедь: «Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25).

Сорок девятая заповедь: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – говорит Господь, – тот сбережет ее» (Мк. 8, 35).

Пятидесятая заповедь: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

Пятьдесят первая заповедь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «И употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11, 12).

Пятьдесят вторая заповедь: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное» (Деян. 14, 22).

Пятьдесят третья заповедь: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Если б не было страдания и преодоления, то не давались бы венцы мужественным и сильным, и терпеливым. И если ради слов Христовых и ради заповедей Его умрем, то и оживем, по слову Его.

Пятьдесят четвертая заповедь. Сказал Христос Бог: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 15, 5) – и если ради Христа терпим всякие страдания и неудобства, то и царствовать с Ним будем.

Пятьдесят пятая заповедь. Сказал Господь Бог: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).

Пятьдесят шестая заповедь. И еще сказал Господь: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Пятьдесят седьмая заповедь. И сказал: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10, 19).

Пятьдесят восьмая заповедь: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).

Пятьдесят девятая заповедь: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь… если и горе сей скажете: поднимись … – будет» (Мф. 21, 21).

Шестидесятая заповедь: «Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Мф. 24, 35; Мк. 13,31; Лк. 21, 33).

Итак, соблюдая заповеди Господни, достигнем совершенства, и спасемся, и обретем благодать. А кто не соблюдает заповеди Господни, тот портит и уничтожает свои великие труды, лишается и совершенства, и спасения, и благодати. Не может достичь совершенства и спастись, и получить благодать не исполняющий заповеди Господни и не создавший внутри себя места для благодати. Безрассуден трудящийся вне заповедей Господних, потому что не угодны дела человеческие вне заповедей Господних.

Кроме того, святые отцы строго и тщательно хранили все то, что и нам следует сохранять, насколько это возможно: 1) веру без сомнений, 2) твердую надежду и непоколебимое упование, 3) нелицемерную любовь, 4) разумно и рассудительно соблюдаемый повседневный пост, кроме суббот, воскресений и праздников в честь Господа, 5) строгое воздержание, 6) разумное бодрствование ночью каждому по мере его возраста, совести и сил, 7) постоянную молитву, 8) непрестанное моление, 9) безответное молчание, 10) нестяжание и крайнюю нищету, 11) смирение и кротость, 12) смиренномудрие, 13) душевную и телесную чистоту, 14) правду во всем, 15) безгневие, 16) незлобие, 17) долготерпение, 18) рассудительность и справедливость, 19) внимательное чтение священных книг, 20) все остальные добродетели.

Усердно соблюдавшие все заповеди Господни и святые добродетели пришли «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13) и спаслись, и получили благодать, и сотворили безчисленное множество чудес, и были страшны для бесов. Так и мы, сохраняя Господни заповеди и добродетели святых отцов, достигнем совершенства и спасемся, и обретем благодать и Царство Небесное, и безконечную радость, и получим покой со святыми ангелами и со всеми святыми во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же подобает всякая слава, честь, и держава, и поклонение со Отцем и со Святым Духом, и прежде бывшие, и ныне и присно и во веки веков.

И головщик пусть произносит: «Аминь», – после каждой главы.»

  (из  книги: Cвященноинок Дорофей. «Цветник»Глава 6. Поучение о том, чем спаслись святые отцы).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s