Беседа на (Лк. 5, 1 — 11)

архиеп. Никифор (Феотокис) 

Беседа

о том, что сохранение Божественных заповедей

есть вина земного счастия.

 

(Ев. Лк. 5, 1 — 11)

                

      1.  Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 5. Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

    Двукратный глас Божий касается Петра и с ним сущих учеников Иисуса Христа: вверзите мрежи ваша в ловитву (Лук. 5, 4): се есть первый; не бойся, отселе будеши человеки ловя (Лук. 5, 10), или как говорят Матфей и Марк: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком (Мк. 1, 17; Матф. 4, 19): се есть вторый. Ученики, охотно повинуяся первому, имели счастие безчисленное рыб уловить множество; повинувся же немедленно и второму, сопрестольниками учинены были Иисуса Христа.

   Это ясно показывает, что повинующиеся Божественным повелениям не только наследниками бывают вечнаго царствия, но и счастливыми в сей временной жизни. Но поелику некоторые, разсуждая, что человеческий род, ради праотеческаго греха, изгнан в сию страну для всегдашняго в оной бедствия и наказания, думают, что исполнение всех заповедей Божеских служит не к мирному в сем мире и счастливому человека состоянию, но только единственно к душевному нашему спасению: того для не безполезно ныне побеседовать против погрешительнаго таковаго мнения, и показать, что таковые противятся не токмо учению Божественных Писаний, и повествуемым, и видимым, но и самому здравому разсудку.

   Безчисленныя суть места Священных Писаний, на которых делателям Божественных заповедей возвещаются воздаяния земныя, купно и небесныя. Но да не отягощу слуха вашего и слишком продолжу слово мое, умалчиваю о земном обетовании, и что касается до дождя благовременнаго и поздняго и плодоносия земли, и что касается до умножения семени, и противу врагов побед, и что заключается  в благословениях Иаковлевых и Моисейских, и в книгах святых Пророков: два же доказательства на среду представляю как из Ветхаго, так и из Новаго Завета, довольныя к убеждению каждаго человека, здравыя имеющаго разсуждения. Первое из сих возвестил, яко от уст Божиих, велегласнейший Пророк Исаия, когда был послан проповедать Божественное определение: аще хощете, говорил, и послушаете мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете мене, меч  вы  пояст: уста  бо  Господня глалолаша сия (Исаии 1, 19 и 20). Второе же  проповедал святый Пророк и Царь Давид, который, говоря о воздаяниях, даемых праведному человеку, оканчивает Псалом, изъявляя прежде земную мзду: долготою дней, говорит, исполню  его, потом и небесную: и явлю ему спасение Мое (Псал. 90, 16).

     Иисус Христос, Который пришел в мир не разорить, но исполнить закон (Матф. 5, 17), — то есть, научить учению о совершенстве, заключающемуся в законе: ничтоже бо совершил закон (Евр. 7, 19), за немощи содержащихся в нем, — явно обещал тем, кои чрез правду и добродетель ищут наследия царствия Божия, и вся земная благая: ищите, сказал, прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33). Говоря же о тех, кои ради любви Его оставляют имение и сродников, возвестил и решительно доказал, что таковые и в сем мире удостоиваются воздаяний: аминь глаголю вам, никтоже есть, иже оставил есть дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелиа ради, аще не приимет сторицею ныне во  время  сие домов и братий и сестр, и отца и матере и чад и сел, во изгнании, и в век грядущий живот вечный (Марк. 10, 29 и 30). Кто верует Богу и уверен есть, что слова Божественных Писаний суть слова Божия: таковый, сие слыша, никакого сомнения не возымеет, что за повиновение Божественным повелениям сугубой сподобляемся почести, земной и небесной, временной и вечной. Но поелику примеры уполномочивают доказательства о сей истине,  не прейдем  и  сих молчанием.

     Повелевает Бог Аврааму, говоря: изди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1). Авраам, возложив упование, повинулся гласу Божию, — и Бог снабдил его за сие многим богатством: Авраам бяше богат зело скоты, и сребром и златом (Быт. 13, 2). Се земное сокровище! Даровал тоже ему победу над врагами, великую и чудную; ибо Он поразил четырех царей, и гони их даже до Ховала, иже есте ошуюю Дамаска: и возврати вся конныя Содомския, и Лота сына брата своего возврати, и вся имения его, и жены и люди (Быт. 14, 15 и 16). Се земное воздаяние! Даровал ему сына от Сарры, безплодной его жены, и умножил семя его, яко звезды небесныя: се Сарра жена твоя родит тебе сына, и наречеши имя ему Исаак (Быт. 17, 19). Изочти звезды, аще возможшеи изчести я. И рече: тако будет семя твое (Быт. 15, 5). Се суть воздаяния земныя! Обрати взор твой и на Иакова. Он отходит из отеческаго дома, кроме жезла ничего не имея; но утверждает столп, и молится и обещает Богу посвятить десятую часть будущих своих стяжаний. Почему Бог и снабдил его волами, ослами, овцами и рабами и рабынями (Быт. 28). Довлеет ми, говорил благодаря Бога, — от всея правды, и от всея истины, юже сотворил еси рабу Твоему: с жезлом бо сим преидох Иордан сей: ныне же бех в два полка (Быт. 32, 10). Кто же сомневается, что все сие не есть земное воздаяние? Посмотри на Давида, мужа по сердцу Божию; его избрал Бог, его восприял от стад овчих, от доилиц поят его, и увенчал царскою диадимою,  престол царства Израильскаго (1 Цар. 16, 13; Псал. 77, 70 и 71). Сие же что другое ест, как не земное благо? О том же, что и Авраам, и Иаков, и Давид наследниками суть небеснаго царствия, никто не сомневается.

     По Божественном Писании и истинных примерах, убеждает нас признать предложенное за истину и самый разум. Ибо если Бог любителям Своим, хранителям заповедей и творящим волю Его, не дарствует земныя благия: кого же сими обогащает? врагов ли Своих? нарушителей ли  законов и презрителей Божественнаго Его хотения? Никак. Сие есть невозможно, ибо неправедно. Если же ни любители Божии, и враги не удостоиваются земных благих; напрасно убо Бог сотворил толикое  множество цветов и плодов, столько животных, столько злата и сребра, столько драгоценных камений, толь многообразныя и безчисленныя творения. Напрасно украсил человеческий ум толикою мудростию и даровал толико художеств в руки для совершения толико безчисленных дел, виновных всякаго удовольствия и приятности и увеселений. Но кто и когда поверит, чтобы Бог, будучи премудрейшим и промыслительнейшим, создал непотребныя вещи  и сотворил столько и толико творений напрасно?

      Без сомнения, прародительский грех соделал нас причастными  и изгнанниками из райскаго обиталища. Без сомнения, ради прародительскаго греха проклял Бог землю и сказал: проклята земля в делех твоих, терния и волчцы возрастит тебе (Быт. 3, 17 и 18). Истинно так; но что же причиною? Явно, что грех.  Если  убо  загладится грех, и место его заступит добродетель; ужели и при добродетели земля проклята бывает, печали, терния и волчцы раждающая? Никак. Добродетель человека делает причастным состояния прародительскаго, прежде падения бывшаго: сие же состояние есть благословения, радости и удовольствия. В таком состоянии находился Давид, когда творил хотения Божие; когда же впал в грех, подвергся проклятию земному, печали, терния и волчцы сей удручали его. Почему со слезами  моляся, взывал: воздаждь  ми радость спасения твоего, и Духом Владычним утверди мя (Псал. 50, 14)! Сей Владычний Дух, каковый грех человек ни имел прежде падения, паки в его сердце вселяется чрез добродетель. Сей являет его превыше всех творений сущим; Сей убеждаете его все земное вменить за уметы: и вменяю вся умет быти, да Христа приобрящу (Филип. 3, 8) Сей Владычний Дух столько утверждает, что и  проклятие земное, и печали, и терния и волчцы ея бывают виною радости. Ныне, признавался Павел, сей Божий человек, ныне, когда достиг до совершенства добродетели, радуюся во страданиях моих (Колос. 1, 24).

   Если убо, таким образом, нет о сем сомнения: следовательно, кто хочет наслаждаться благими мира сего, должно таковому ходить путем добродетели. Однако мы, несчастные, признаем и уверяемся, что ходя по стремнинам погибельным, тамо получаем наслаждение благ сея жизни. Всеблагий Бог благоволил дать людям закон Свой путника к благополучному их состоянию, разделив оный на десять заповедей. Служи, говорит, и люби единаго истиннаго Бога; никогдаже поклонися, ниже послужи творению. Мы нерадим о Боге, привязываем сердце наше к творениям. Мы злату и сребру, так как Богу, покланяемся. Не приемли всуе, говорит Бог, имене Моего: мы почти на всякий час и ради самых маловажных вещей, клянемся — и когда должно, и когда не должно, и в правде, и в обмане. Почитай праздник, повелевает Бог: мы же во дни праздничные не только не ходим в церковь слушать слово Божие, просить оставления грехов наших и прославлять Его за безмерныя Его щедроты, не только продаем и закупаем, и работаем в праздники, но и для того ожидаем праздников, да, разрешив воздержания и умеренности обуздание, на всякое устремимся беззаконие. Чти отца твоего, повелевает Бог, и матерь твою: мы же, самым естеством убеждаемые, небрежем о родителях наших, часто же и до такого безчеловечия доходим, что и гнушаемся ими. Не прелюбодействуй, заповедает Бог, не укради, не убий, не лжесвидетелствуй, не пожелай чужой вещи: мы же и чужое ложе оскверняем, и других имения касаемся, и руки в крови брата нашего погружаем, и лжесвидетельствуем, и нам непринадлежащия вещи присвояем. И таким образом раздражая Царя славы, надеемся процветать в долгоденствии, во многом богатстве, в великой славе и в прочих земных благих! О греха сатанинскаго!

     И другий грех, худший сего, многих под свою покоряет власть. Многие верят, что благих мира участником бывает по политике живущий человек. Политик, говорят, бывает счастлив в сем мире. Бываю же политиком тогда, когда кого ненавижу, притворяюся же, якобы его люблю; когда имею вражду в сердце моем, но во устах моих лестные и дружеские разговоры; когда смертельным врагом нахожуся, и являюся любезным другом. Бываю политиком, когда, чтобы угодить людям, горькое сладким и сладкое горьким называю; когда зову тьму светом и свет тьмою; когда или посредством лжи, или обмана, или другим чем обману брата моего, и достигну до цели моей, политиком тогда остаюся; когда другое думаю, и другое говорю, другаго хочу, и другаго требую, политик тогда есмь. Следовательно, — скажем без притворства правду, — политик есть лицемер, ласкатель, коварный, лжец, злобный и злый; и искусство, называемое политическим, и столько хвалимое людьми и превозносимое, есть искусство явно диавольское.

    Внемлите еще и третией погрешности, первых горшей. Многие уверяют себя, что рачительное закона исполнение препятствует наслаждению земных благих. Как может, говорят, правитель или начальник быть счастливым в правлении державы своей, если, принаравливаясь к обстоятельствам,никогда не солжет и не впадет в неправду? Если купец бегает клятвы, лжи, обмана, — ни прибыли не получает, ниже обогащается. Если художник чужд обмана, — бедным остается и несчастливым. Мир, говорят, во зле лежит; если-де не обманешь и не польстишь и не солжешь, не годишься быть в обществе, ниже наживешься. Проворство де, ученость, искусство, а не тщательное закона исполнение, доставляют счастие в настоящей жизни.

      Безсмысленный человече! и как ты не понимаешь погрешности твоей и развращенных мыслей твоих? Кто повелевает облаком не дождити (Исаии 5, 6)? Кто дождит на един град, а на другий не дождит (Амос. 4, 7)? Кто, сокрушая досаждение гордыни, полагает вам небо железным, и землю вашу яко медяну? Кто изводит ветры от сокровищ Своих (Левит. 26, 19)? Кто низпосылает огнь на грады для истребления оснований их (Псал. 134, 7)? Кто превращает огненную силу в росу (Осии 8, 14)? Кто потрясает небом и землею и морем (Дан. 3, 50)? Кто владеет солнцем, луною, звездами, светом, стихиями, всею тварию? И кто другой, если не Бог (Агг. 2, 7)? Он все создал, под Его властию все существует: яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаст (Псал. 94, 4 и 5). Он положил законы всем естественным движениям, и Он по хотению изменяет всех вещей свойства. Он отверзает руку Свою, и исполняет всякое животное благоволения. (Псал. 144, 16) Он мертвит, и живит, низводит во ад, и возводит: убожит и богатит, смиряет и высит. Возставляет от земли убога, и от гноища воздвигает нища, посадити его с могущими людей (1 Цар. 2, 6, 7 и 8). Ты же ли, червь земный, нарушением заповедей раздражаешь Царя славы и Господа всех, на небеси и на земли сущих, и потом чаешь насладиться земными Его благими? Ты ли, принаравливаяся к политике своей, и посредством оныя творя диаволския изобретения, огорчаешь Бога, потом ласкаешься, что ради сего будешь счастливым? Ты ли чрез гордость и другие грехи возбуждаешь на себя Божеский гнев, потом уповаешь, что Бог подаст тебе благия, каковыя обещал творящему волю Его?

      Но мы, скажете, видим, что некоторые хотя исполняют Божеские законы, но однако пребывают в несчастии; многие нарушают те, но однако живут благополучно. Что касается до первых, о сих Божественный Апостол Павел вам скажет, говоря: кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1 Кор. 2, 11)? Никто не знает таин человеческих: притворник ли есть тот, котораго ты называешь праведным и святым, и лжец, и очищает, как фарисей, внешнее сткляницы и блюда, внутреннее же полно есте грабления и лукавства (Луки 11, 39), или есть вторый Иов, Богом искушаемый и чрез искушение блажимый, и благословляемый более последним невидимым, нежели сущим видимым? Искушает бо Бог праведников яко злато в горниле. Сии же вмале наказани бывше, великими благодетельствовани бывают (Прем. Сол. 3, 5). Бог бо, обретши их достойными Себя, венчает их царскою державою небеснаго Иерусалима, где яко свещницы просветятся. Чтоже касается до первых, послушай, что о них свидетельствует Пророк: не ревнуй лукавнующим,ниже завиди творящим беззаконие. Почему же? Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут (Псал. 36, 1 и 2). Неправедное богатство яко трава скоро изсыхает, беззаконное счастие яко дым исчезает. Ныне видишь законопреступника благополучным, возвышающагося яко кедры Ливанские, заутра теряется из глаз твоих и он, и все его счастие; ищешь его — и ниже жилища его обретаешь. Видех нечестиваго превозносящася  и высящася яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се не бе; и взысках его, и не обретеся место его (Псал. 36, 35 и 36). Таковыя премены видим ежедневно: видим многих, падающих с высоты счастия во глубину несчастий; слышим же и глас Вседержителя, вещающий: иже не собирает со Мною, расточает (Матф. 12, 30); но однако, яко слепые и глухие, приписываем таковые превраты року, случайностям, худому правительству, и паки, нарушая заповеди Божеския и чая насладиться благими Его, на то же обращаемся.

    Христиане! Бог о сей истине столько ясно засвидетельствовал, что никто сомневаться не может. Послушайте, что говорит: се работающии Ми ясти будут, вы же взалчете: се работающии Ми пити будут, вы же возжаждете: се работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся: се работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся (Исаии 65, 13 и 14). Какия другия слова суть яснее сих или решительнее? Если убо сомневаешься, что сии слова суть слова Божия, или что Бог обещает, но не исполняет, — нет тебе никакой надежды: отлучися от общества христиан, удались от Церкви, отчайся совершенно. Если же веруешь, что суть слова Божия, и что Бог, что ни обещает, с избытком исполняет, внемли и следующему.

      Если желаешь богатства, если хощешь чести, если ищешь счастия, если алкаешь благих мира сего: работай во первых всегда Господу, то есть, храни со всяким вниманием и ревностию все Его заповедания и ни одного никогда не нарушай. Во вторых же, когда вступаешь в должность, либо политическую, либо судебную, либо воинскую, либо купечество, либо художество, либо другое какое дело предначинаешь, не надейся, ниже хвалися мудростию твоею, ни силою твоею, ни богатством твоим: да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится силный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим (1 Цар. 2, 10). Возложи все упование и надежду твою на человеколюбие и милость Божию; посем хвалися, поколику знаешь, что все от Бога и Он есть податель и земных, и небесных благих для работающих Ему. Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли. Ищи всегда от всея души и сердца царствия Божия и преуспения в добродетели; и нимало не сомневайся, что ища сего удостоишься и земных благих. Сие обещает тебе неложнейший Бог, говоря: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 33).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s