15. 4. Изречения о евангельских заповедях (1)

***

  Изречения 

 святителя  Игнатия  (Брянчанинова) 

   о Евангельских заповедях.

 ______

         Исполняй заповеди Господа — и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам. Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям, и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы Божия совершенна есть (1 Ин. 2:4, 5). Если ты исполняешь греховную волю твою, и тем нарушаешь евангельские заповеди: то Господь Иисус Христос причисляет тебя к числу нелюбящих Его. Не любяй Мя, говорит Он, словес Моих не соблюдает (Ин. 14:24). (Аскетические опыты.  Т. 1. «Видение Христа»).

***

Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодною деятельностью. Исполнение евангельских заповедей настраивает ум и сердце к чистой, исполненной умиления молитве, а истинная молитва направляет мыслить, чувствовать, действовать по заповеданиям Евангелия. (Аскетические опыты. Т. 1.  «О молитве»).

***

Опыт не замедлит открыть уму молящегося теснейшую связь между заповедями Евангелия и молитвою Иисусовою. Эти заповеди служат для этой молитвы тем, чем служит елей для горящего светильника; без елея светильник не может быть возжжен; при оскудении елея не может гореть: он гаснет, разливая вокруг себя дым зловонный. (Аскетические опыты. Т. 1. «О молитве Иисусовой. Отдел 1. О молитве Иисусовой вообще»).

***

Престолом и покоем, так сказать, для Святого Духа служат смирение, любовь, кротость и, последовательно, все святые заповеди Христовы. (Аскетические опыты.  Т. 1. «О молитве Иисусовой. Отдел III. О упражнении молитвою Иисусовою)

***

«…всякому человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени (Лк. 6:48). Камень – Христос. Христос предстоит взорам ума нашего в Евангелии: предстоит Он взорам ума поведением Своим; предстоит взорам ума учением Своим; предстоит взорам ума заповедями Своими; предстоит взорам ума смирением Своим, по причине которого Он послушлив был до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8). Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа. (Аскетические опыты.  Т. 1. «О молитве Иисусовой. Отдел III. О упражнении молитвою Иисусовою»).

***

Преподобный авва Дорофей говорит, что “Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям… Тут делается то же, что при обучении наукам и врачебному искусству. Когда кто хорошо выучится им, и будет упражняться в них, то мало-помалу, от упражнения, ученый или врач стяжают навык, а сказать и объяснить не могут, как они пришли в навык, потому что мало-помалу душа прияла его от упражнения. То же совершается и при приобретении смирения: от делания заповедей образуется некоторый навык смиренный, что не может быть объяснено словами” (Поучение 2 о смиренномудрии). Из этого учения преподобного аввы Дорофея явствует с очевидностью, что желающий приобрести смирение, должен с тщательностью изучать Евангелие, и с такою же тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может придти в познание своей собственной греховности и греховности всего человечества. (Аскетические опыты. Т. 1. «О смирении«).

***  

   Крест Христов – учение Христово (Псал. 118, 38, 120).
Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжек, если чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов.
  Крест свой делается для ученика Христова Крестом Христовым: потому что ученик Христов твёрдо убежден, что над ним неусыпно бдит Христос, что Христос попускает ему скорби как необходимое и неминуемое условие христианства, что никакая скорбь не приблизилась бы к нему, если б не была попущена Христом, что скорбями христианин усваивается Христу, соделывается причастником Его участи на земле, а потому и на Небе.
   Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым: потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственною целию своей жизни. Эти всесвятые заповеди соделываются для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстьми и похотьми его. (Гал. 5, 24). (Аскетические опыты. Т. 1. «Крест свой и крест Христов»).

 ***

    Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность. (Аскетические опыты. Т. 1. «Размышление о смерти»).

 ***

    «Вера – сказал преподобный Симеон, Новый Богослов – в обширном значении этого слова, заключает в себе все Божественные Христовы Заповеди: она запечатлена убеждением, что в Заповедях нет ни одной черты, которая не имела бы значения, что в них все, до последней йоты – жизнь и причина жизни вечной» (Слово 3: стран. 42. Издание Оптиной Пустыни 1852 года).

 Веруй святым, животворящим евангельским заповедям… исполнение которых составляет, так называемую святыми отцами, деятельную веру христианина.  (Аскетические опыты. Т. 1. «Вера и дела»).

***

   Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.(Аскетические опыты. Т. 1.  «О рассеянной и внимательной жизни»).

***

     Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнию своею.

Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца и направляя их по завещанию Евангелия.  (Аскетические опыты. Т. 1.  «О рассеянной и внимательной жизни»).

***

    Исполнением животворящих заповедей евангельских поддерживается соединение христианина со Христом (Ин. 15:10). Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля, и разум Христа изображены в евангельских заповедях.

Свойственно каждому существу действовать, внутри и вне себя, сообразно естеству своему. Так и облеченному во Христа, новому человеку, свойственно мыслить, чувствовать, действовать, как мыслит, чувствует, действует Христос. Водиться мыслями, чувствованиями ветхого человека, хотя б по наружности и добрыми, ему противоестественно.

Руководителем христианина должен быть Дух Святой, как руководители ветхого человека – плоть, кровь и дух лукавый. Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящ (1 Кор. 15:45). Все помышления, чувствования, действия христианина должны проистекать от Святого Духа, а не быть собственными, душевными, по естеству ветхого Адама. Ты достигнешь этого, когда будешь всецело располагать жизнь по заповеданиям Евангелия, по святейшим словам его: глаголы, яже Аз глаголах вам, говорит Господь, Дух суть и живот суть (Ин. 6:63).  (Аскетические опыты.  Т. 1. «Вера и дела»).

 ***

Блажен муж, которого вся воля в Законе Божием. [1] Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее яко благ Господь, [2] стяжавшее это видение вкушением  заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа. Такое сердце: муж. Блаженно сердце, разженное ревностью Божественной! Блаженно сердце, сгорающее ненасытимым желанием воли Божией! Блаженно сердце, сладостно и нестерпимо страждущее любовью к Богу! Такое сердце: место, селение, чертог, престол блаженства!.. Сидит с раннего утра орел на вершине высокого утеса, сверкающие очи его жадно ищут добычи, потом он поднимается в синее небо, плавает, распростерши широкие крылья, в обширных пространствах, ищет добычи. Когда увидит ее, — стрелой, молнией, спускается на нее, другой стрелой подымается с нею, исчезает. Накормил птенцов своих, и снова на страже своей: на скале или в небе. Таково сердце, заразившееся язвой неисцельной любви к заповедям Бога! И в этой-то любви — блаженство. (Аскетические опыты. Т. 2. «Блажен муж»).

В заповедях — не одно делание: в них сокровен и при посредстве их является духовный разум: от заповедей Твоих разумех, говорит Пророк. Всем сердцем взысках тебе… Путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое!.. Поучахся в заповедех Твоих, яже возлю6их зело!.. Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра!.. Возлюбих заповеди Твои паче злата и топазия!.. В сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе!.. Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяй корысть многу!.. Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех [3].

Наперсник закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целию богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнию. (Аскетические опыты. Т. 2. «Блажен муж»).

 ***

Кто углубляется постоянно в Писание, изучает его в смирении духа, испрашивая у Бога разуме­ние молитвою; кто направляет по евангельским заповедям все дела свои, все сокровенные движения души: тот непременно соделывается причастником живущего в них Святого Духа. Причастник Аз есмь, возвестил о Себе Дух Святой, всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя. (Пс. 118, 63.) (Аскетические опыты. Т. 2. «Блажен муж»).

***

 …блаженни нищии духом, то есть, блаженны те, которые не стяжали в сердце своем ни одной мысли этого мира, но нищи — не имеют никакого мирского помысла. (Аскетические опыты. Т. 2.  «О существенном делании монаха»).

 ***

…Те, которые небрегут о уп­ражнении в слове Божием, о ис­полнении святых Божиих запо­ведей, пребывают в горестном омрачении греховном, в плену у греха… в бесплодии, несмотря на то, что живут в глубокой пус­тыне. (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

 Исполнение заповедей Спаси­теля — единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем. (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

Если желаем стяжать любовь к Богу, возлюбим евангельские за­поведи; продадим наши похотения и пристрастия; купим ценой отречения от себя село — сердце наше… возделаем его заповедя­ми, и найдем сокровенное на нем небесное сокровище — любовь. Что же ожидает нас на этом селе? Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат,  который не легко уступит нам победу над собою; нас ожидает,  для противо­действия нам, живущий в нас грех. (Аскетические опыты. Т. 2)

 ***

Что — заповеди Божии? Это — воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в дей­ствиях, зависящих от произвола их. Что — судьбы Божии? Это —действия или попущения воли Божией, на которые произвол че­ловека не имеет никакого влия­ния. (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел пред этим управлением… тот только может… распять волю и мудрование греховные… на крес­те евангельских заповедей. (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, и сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Еван­гелия.  (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

Красота подобия восстановляется Духом, как и образ при кре­щении. Она развивается, усовершается исполнением евангель­ских заповедей. (Аскетические опыты. Т. 2).

***

 Желающий быть чистым ис­полнителем заповедей Христо­вых, должен крайне храниться от пристрастий. Когда сердце зара­жено пристрастием, — оно не мо­жет исполнить чистой и святой воли Христовой с подобающею святостию и чистотою.  (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

 Жительство по евангельским заповедям есть единый и истин­ный источник духовного преуспея­ния, доступный для каждого, ис­кренно желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим.  (Аскетические опыты.  Т. 2).

 ***

 Исполнение евангельских за­поведей вводит человека в истин­ное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются евангельские запо­веди.  (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

…Исполнение этих заповедей, или, правильнее, усилие к испол­нению заповедей, по необходимо­сти обличает живущий в нас грех, и возбуждает жесткую вну­треннюю борьбу, в которой при­нимают сильнейшее участие ду­хи злобы. (Аскетические опыты. Т. 2).

  ***

…Мы все рождаемся в перво­родном грехе и со всеми, усвоив­шимися нашему естеству вслед­ствие падения, немощами, како­вые открылись в Адаме по его падении — да облечемся и во образ небесного, посредством Креще­ния, дарующего нам этот образ, и тщательного соблюдения еван­гельских заповедей, которые со­храняют в нас образ целым, в его совершенстве и изяществе Боже­ственных. (Аскетические опыты. Т. 2).

 ***

Облекаться во образ Небесного Человека, облекаться в Господа Иисуса Христа, всегда носить в теле мертвость Господа Иисуса Христа, значит не что иное, как постоянноумерщвлять в себе плотское состояние постоянным пребыванием в евангельских за­поведях.  (Аскетические опыты. Т. 2).

***

Следующее изречение святого Иоанна Лествичника повторено многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивнаго: ибо ни на небеси, ни на земли не найдешь оружия, более крепкаго».[1] От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умоляет Бога.


[1] Слово 21, гл. 7.

 ***

Заповедь, данная человеку в раю, воспрещающая вкушение от древа познания добра и зла, неотменена. («Слово о смерти». Т. 3).

 ***

Заповедь дана не только для дел и слов, но преимущественно для их начал, для помышлений, и брань врага направлена преиму­щественно против ума. (Аскетические опыты. Т. 3).

 ***

 Всеоружие Божие — все евангельские заповеди. Поправший одну из них, — попрал все собрание их, весь закон; поправший одну из них, мний наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5:19), пошлется в геенну огненную (по толк. Феофилакт Болгарск.). Ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128). Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати (Еф. 6:13).  (Аскетические опыты. «Слово о смерти» Т. 3).

 ***

К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым, и дозволяет христианам жительство языческое.  Понятие о ереси и расколе». Т. 4)

 ***

Пастырь. Прекрасно уподоблено Евангелием человеческое сердце сокровищнице, из которой можно вынимать только то, что в ней находится. Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное — один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума евангельский образ мыслей, а для сердца евангельские ощущения. Первое дается изучением евангельских заповедей, а второе — исполнением их на самом деле. Плоды дел, то есть ощущения, последующие за делами, складываются в сердечную сокровищницу человека и составляют его вечное достояние! Когда усвоится таланту евангельский характер, — а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, — тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято. О самом теле нашем мы можем тогда только иметь правильное понятие, когда оно очистится от греха и будет проникнуто благодатию. Христианский пастырь и христианин художник». Т. 4)

***

…Только что начнет уверовав­ший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как, внезапно, открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. (Аскетическая проповедь. Т. 4)

 ***

Созидание души, основанное не на исполнении заповедей, но на одних подвигах, непрочно, сует­но; не может оно выдержать ни скорбей от человеков, ни искуше­ний от бесов, чуждо света, полно мрака и самообольщения.  (Аскетические опыты. Т. 4).

Для освобождения от порабоще­ния падшему естеству, Господь заповедует распятие естества, то есть, отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. (Аскетические опыты. Т. 4).

 ***

 Доколе действует вера, доколе человек руководствуется еван­гельскими заповедями: дотоле сияет в нем духовный разум. (Аскетические опыты. Т. 4).

 Евангельские заповеди и на­ставляют человека правильности в суде, и обличают упущения су­да его.  (Аскетические опыты. Т. 4).

***

 …Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима ве­ра во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жи­тельство по заповедям Божиим. (Аскетические опыты. Т. 4).

 ***

 Правильная любовь к себе за­ключается в исполнении живо­творящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедем Его, сказал святой Иоанн Богослов.  (Аскетические опыты. Т. 4).

 ***

 Узкие врата — тщательное, основательное изучение закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь — деятельность, все­цело направленная по евангельским заповедям.  (Аскетические опыты. Т. 4).

 ***

 Если христианин будет ста­раться жить по заповедям и еже­дневно проверять себя, то мало-помалу стяжет сокрушение духа, которое еще далеко отстоит от по­каяния — видения. (Аскетические опыты. Т. 4).

 …Тогда открывается нам сколь­ко мы слабы, сколько поврежде­ны падением, когда начнем при­нуждать себя к исполнению еван­гельских заповедей.  (Аскетические опыты. Т. 4).

***

«Без благоговения невозможны ни истинное богопочитание, ни хранение заповедей».  …Истинное смирение несвойственно плотскому мудрованию и невозможно для него: смирение есть принадлежность духовного разума. (Приношение современному монашеству. Т. 5).

***

По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством — необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело — Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Ныне почти нет истинного благочестия,- говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим,- ныне — одно лицемерство. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, — и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, — и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.  (Заключение к «Отечнику».  Т. 6).

***

  Не дозволь себе нарушить Божественной заповеди ради дружбы человеческой  (Антоний Великий).  («Отечник».  Т. 6).

***

..Повергающий себя пред Бо­гом в разуме и повинующийся за­поведям в смиренномудрии до­стигает любви. Любовь вводит в бесстрастие (авва Исаия). Т. 6.

 ***

  Человек нуждается в великом сердечном мужестве для хране­ния заповедей Божиих (авва Исаия). Т. 6.

 ***

 Живут змеи в сердцах тех, ко­торые искушают Господа Иисуса. Искушающие Господа суть те, которые вопрошают о заповедях Его и не исполняют их, как и Писание говорит: вопроси един от них, законоучитель, искушая Его (авва Исаия). Т. 6.

 ***

…Понуждение себя на всякую заповедь Божию составляет от­личительную черту инока. Жи­тельствующий так — инок (Ио­анн Колов). Т. 6.

 ***

Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно — только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по евангельским заповедям — покаяние.  Когда покаяние вселится в глубину сердца: тогда оно преобразуется в плач. Плач этот — плач духа. Плач этот вместе и молитва. Ум молится словами: сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы: не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем. Такой плач слышится в изречениях пустынных Отцов, возбуждает в внимательном читателе сочувствие, возбуждает и молитву и плач.

Оставим все суетное, чтоб наследовать плач и молитву ума, спутницу плача, — чтоб посредством плача и молитвы обрести утешение, обетованное Спасителем. Путь к плачу — Евангельские заповеди. Плод заповедей — молитвенный плач. Обымет он всю жизнь инока, тщательного делателя Евангельских заповедей, — введет его, еще во время земного странствования, в Царство Небесное, сокровенное внутри нас, а по окончании земного странствования, в горнюю страну вечного блаженства. (Изречения старцев, преимущественно Египетских, особливо же старцев Скита, которых имена не дошли до нас. Т. 6).

 ***

Путь к плачу — Евангельские заповеди. Плод заповедей — молитвенный плач. Обымет он всю жизнь инока, тщательного делателя Евангельских заповедей, — введет его, еще во время земного странствования, в Царство Небесное, сокровенное внутри нас, а по окончании земного странствования, в горнюю страну вечного блаженства. Эта страна по преимуществу называется небесным царством: в ней блаженствуют всецело блаженством неземным, — блаженствуют и сокровенным, блаженством внутренним, которое у каждого свое, и блаженством общим, наружным, по влиянию обстановки, всецело святой, возбуждающей постоянно и питающей постоянно совершенное блаженство, никогда и ничем не нарушаемое [1]. Эта страна — наследство тех, которые раскроют в себе, во время земной жизни, духовное небесное царство.   (Изречение старцев, преимущественно египетских…  Т. 6).


[1] Пс. 1, 2.

[2] Пс. 33, 9.

[3] Пс. 118, 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 36.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s