15. 3. О изучении евангельских заповедей.

***

Приношение современному монашеству. 

СОВЕТЫ   ОТНОСИТЕЛЬНО 

ДУШЕВНОГО  ИНОЧЕСКОГО  ДЕЛАНИЯ.

_____________

________________________________________

ГЛАВА  I. 

О изучении евангельских заповедей и о жительстве

по  евангельским  заповедям.

   Инок, с самого вступления своего в монастырь, должен заняться со всевозможною тщательностью и вниманием чтением святого Евангелия, изучить его так, чтоб Евангелие всегда предстояло его памяти, и он на каждом нравственном шагу своем, для каждого поступка, для каждого помысла, имел в памяти готовое наставление Евангелия. Таково завещание Самого Спасителя. Завещание это сопряжено с обетованием и угрозою. Господь, посылая учеников Своих на проповедь христианства, сказал им: Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елико заповедах вам 1). — Обетование для исполнителя евангельских заповедей заключается в том, что он не только спасется, но и вступит в теснейшее общение с Богом, соделается богозданным храмом Божиим. Сказал Господь: Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцом Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам 2).  Из этих слов Господа видно, что надо так изучить евангельские заповеди, чтоб он сделались достоянием, имуществом ума: тогда только возможно точное, постоянное исполнение и такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом. Никак не должно ожидать явления Господа чувственным очами. Это явствует из слов Евангелия, последующих за вышеприведенными: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим 3). Очевидно, что Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим, зрится в этом храме, зрится не телесными очами, а умом, зрится духовно. Образ зрения непостижим для новоначального, и необъясним для него словами. Прими обетование верою: в свое время познаешь его блаженным опытом. —  Угроза небрегущему о исполнении евангельских заповедей заключается в предречении ему бесплодия, отчуждения от Бога, погибели. Сказал Господь: Без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вот, яко-же розга, и изсышет; и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает. Будите в любви Моей. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей 4).Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Мнози рекут Мне в день он (в день суда): Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? и тогда исповем им: яко николиже знах вас, отыдите от Мене делающии беззаконие 5). Податель, учитель и образец смирения, Господь наш, Иисус Христос, назвал Свои всесвятые, всемогущая, Божественные заповеди малыми 6), по той простейшей форме, в которой они изложены, и по которой он удобоприступны и удобопонятны для всякого че­ловека, самого некнижного. Но вместе с этим Господь присовокупил, что намеренный и постоянный нарушитель одной та­кой заповеди мний наречется в царствии небеснем, или, по объяснению святых отцов, будет лишен царства небесного, будет ввергнут в геенну огненную 7). Заповеди Господа Дух суть и живот суть 8); они делателя своего спасают; из мертвого по душе соделывают живым, из плотского и душевного соделывают духовным. Напротив того небрегущий о заповедях сам губит себя, оставаясь в плотском и душевном состоянии, в состоянии падения, развивая в себе это падение. Душевен человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть 9): и потому для спасения необходимо претворишься из душевного человека в духовного, из ветхого в нового 10). Плоть и кровь царствия Божия наследити не могут 11): и потому для спасения необходимо освободиться не только от влияния плоти, или грубых страстей, но и от влияния крови, посредством которых страсти действуют на душу утонченно. Удаляющиися от Тебе (не по телесному положению, но по расположению души, уклонившейся от исполнения воли Божией) погибнут: потребил еси всякого любодеющаго от Тебе, любодеющего при последовании собственной воле и собственным разумениям, при отвержении евангельских заповедей или воли Божией. Второе по необходимости сопутствует первому. Мне же, истинному иноку, прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое 12).

ГЛАВА  II. 

Человеки будут судимы на суде Божием по евангельским заповедям.

     По евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных, — на том суде, от которого зависит наша вечная участь. Суд бывает частный для каждого христианина немедленно после его смерти, и будет общий для всех человеков при втором пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа. На обоих судах присутствует и судит Сам Бог. На суде частном Он производит суд при посредстве Ангелов света и ангелов падших; на суде общем Он произведет суд посредством вочеловечившегося Слова Своего 1). Причина такого разнообразного суда — ясна. Человек подчинился падшему ангелу произвольно: следовательно он должен первоначально окончить расчет свой с падшим ангелом, сообразно тому, в какой степени расторг­нуто христианином общение с отверженным духом при помощи искупления. На общем суде должны предстать на истязание и падшие духи, и увлеченные ими человеки, как согрешив­шие пред величеством Божества: почему Сам Бог, Само Слово Божие, которое приняло па Себя человечество, которым соверше­но наше искупление и которым подобало бы спастись всем падшим, произведет суд над нами всеми падшими и неочистив­шимися покаянием. Кодекс или собрание законов, на основании которого будет производиться суждение и произноситься приговор на обоих судах — Евангелие. Сказал Господь: Отметаяйся Мене, и не приемяй словес Моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судить ему в последний день. Яко Аз от Себе не глаголах: но пославый мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку, и что возглаголю. И вем, яко заповедь Ею живот вечный есть 2). Из этих слов Господа явствует, что мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Го­спода. Употребим, братия, все тщание, чтоб соделаться испол­нителями евангельских заповедей! Неизвестно, когда придет смерть; могут потребовать нас на суд внезапно, в то время, когда нами наименее ожидается это требование. Блаженны при­готовившие себя к переходу в вечность евангельскою жизнью! Горе нерадивым, невнимательным, своевольным, самомнительным! Горе нерасторгшим общения с сатаною! Горе не вступившим в общение с Богом! Большее горе вступившим в это общение, и отвергшим его!

ГЛАВА  III.

Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям.

    Древние преподобные иноки называли монашеское жительство евангельским жительством. Святой Иоанн Лествичник определяет монаха так: «Монах — тот, кто во всяком месте и во всякое время, руководствуется единственно Божьими заповеданиями и Божиим словом» 1). Иноки, подчиненные преподобному Пахомию Великому, обязывались выучить Евангелие на память 2), чтоб иметь узаконения Богочеловека, как бы в постоянно отверстой книге, в памяти, чтоб иметь их непрестанно пред очами ума, иметь их начертанными на самой душе, для удобнейшего и неуклонного исполнения. Блаженный старец Серафим Саровский говорил: «Надо так приучить себя, чтоб ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководясь, должно управлять жизнь свою» 3). Изучая Евангелие, стараясь исполнять его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию православной Церкви. Евангелие в непродолжительное время возведет тебя от младенческого возраста к зрелому возрасту о Христе, и ты соделаешься тем блаженным мужем, которого воспел вдохновенный Пророк, который не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни воля ею, и в законе поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время, свое, и лист его  не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет 4). Наставляет Дух Святой истинных еду жителей Божиих, человеков, соделавшихся Богу Своими: Внемлите людие Мои закону Моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст Моих» 5).

ГЛАВА  IV.

О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано

на евангельских заповедях.

   Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непре­станно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какие бы ни постигли его скорби и искушения, они не могут ниспровергнуть его. Господь сказал: Всяк, иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю ею мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на хра­мину ту, и не падеся: основана бо бе на камени 1). Здесь жи­тельство и душевное устроение уподоблены храмине: эта храмина полутает необыкновенную прочность от Божественной, неогра­ниченной силы, которою преисполнены слова Христовы. Очевидно, что такой твердости, какую доставляет душе исполнение запо­ведей Христовых, не может доставить никакое другое средство или пособие: сила Христова действует в заповедях Его. Го­сподь к вышеприведенным словам присовокупил в нижеследующие: Всяк слышай словеса Моя сия, и не творя их, упо­добится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и преидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той, и падеся: и бе разрушение ея велие 2). Удобно раз­рушается жительство, по-видимому благое, тех, которые полагают в основание ему исключительно какой-либо телесный подвиг, или и многие подвиги, иногда весьма трудные и весьма вы­ставляющиеся, но не обращают должного внимания на евангель­ская заповеди. Очень часто случается, что подвижники даже не обращают никакого внимания на евангельская заповеди, открыто попирают их, не давая им никакой цены и нисколько не по­нимая их важности. Такие подвижники при встретившемся не­ожиданно искушении, или при нечаянной перемене в жизни, не только колеблются очень скоро, но и подвергаются совершенному нравственному расстройству, названному в евангелии велиим разрушением храмины душевной. В пример возьмем пустын­ника, живущего в глубоком уединении, возложившего на это уединение всю надежду своего преуспеяния и спасения. Положим, что внезапно, по насилию обстоятельств, этому пустыннику при­шлось оставить уединение и жить среди многолюдства. Он, как нескрепленный в себе самом евангельскими заповедями, непре­менно должен подвергнуться сильнейшему влиянию соблазнов, встречающихся во множестве в обществе человеческом. Это естественно: у него не было другой силы, его ограждавшей, кроме наружного уединения: лишившись его, он лишился всей опоры своей, и по необходимости должен уступить силе иных наружных впечатлений. Сказанное сказано отнюдь не для уничижения пустынного жития, охраняющего от соблазнов и развлечения, особенно способствующего к изучению и исполнению евангельских заповедей; сказано для того, чтоб и пустынник в пустыне своей приложил особенное тщание изучать и исполнять евангельская заповеди, посредством которых вводится в душу Христос, Божия сила и Божия премудрость 3). Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность. Праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней: праведниками Писание называет тех, которые стараются тщательнейшим образом исполнят истинно и единственно праведную волю Божию, отнюдь не свою, мнимо и ложно праведную. Только исполнители правды Божией могут наследовать землю, то есть, обладать своим сердцем, своею плотью, своею кровью. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его 4).

ГЛАВА  VIII.

О вражде и борьбе

между падшим естеством и евангельскими заповедями.

   Если отречешься и постоянно будешь отрекаться от собственных разумений, от собственной воли, от собственной правды, или, что то же, от разума, воли и правды падшего естества, чтоб насадить в себя разум Божий, волю Божию и правду Божию, преподаваемые нам в святом Евангелии Самим Богом: то падшее естество откроет внутри тебя лютую брань против Евангелия, против Бога 1). Падшему естеству придут на помощь падшие духи. Не впади от этого в уныние: твердостью в борь­бы докажи основательность и положительность твоего произволе­ния. Поверженный, вставай; обманутый и обезоруженный, снова вооружайся; побужденный, снова устремляйся на сражение. Тебе в высшей степени полезно увидеть в себе самом, как твое свое собственное падение, так и падение всего человечества! тебе су­щественно нужно узнать и изучить это падение в собственных сердечных и мысленных опытах; тебе существенно нужно увидеть немощь твоего разума, немощь твоей воли! Видение сво­его падения есть видение духовное. Видение своей немощи есть видение духовное 2). В нем зритель — ум. Видение доставляет­ся благодатью, насажденною в нас крещением: действием бла­годати разрушается слепота ума, и он начинает на поприще подвига своего ясно видеть то, чего доселе не видел, находясь вне этого поприща; он познает существование того, о существовании чего вовсе не подозревал. С духовным видением человеческого падения сопряжено другое духовное видение: видение падших духов. Это видение — опять видение духовное, дар благо­дати 3). В нем зритель — ум: ум, от делания заповедей, стремясь к самому тщательному исполнению их, начинает ма­ло-помалу усматривать падших духов в приносимых ими помыслах и ощущениях, начинает усматривать горестное общение человеков с падшими духами, подчинение человеков падшим духам, козни и действия духов для погубления человеков. В духовных видениях нет ничего чувственного: они доставляются тщательностью в исполнении евангельских запо­ведей и борьбою с греховными помыслами и ощущениями. Человек, не узнавший опытом этих видений, не может иметь о них никакого понятия, даже не знает, что они существуют 4). Войну и борьбу подвижника Христова со своим падением и с падшими духами превосходно изобразил Святой Дух в Псалтыри. Иноки первых времен изучали Псалтырь на память, и сло­ми Духа облекали свои молитвы о извлечении их из рова страстей, о избавлении из челюстей врага, диавола.

ГЛАВА  IХ.

О чтении евангелия  и отеческих писаний.

 Из вышесказанного явствует, что главнейшим келейным занятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Весь Новый Завет может быть назван Евангелием, как содержащий одно евангельское учение. Впрочем новоначальный должен сперва изучать заповеди Го­спода в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих Евангелистах, при исполнении заповедей делами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделают­ся удобопонятнее. При чтении Евангелистов должно читать и Благовестник, то есть, объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом болгарским. Чтение Благовестника не­обходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия, и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые Отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого Отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью 1), мы сохраним предание святой Церкви.

  Очень полезны для нашего времени сочинения святого Тихона Воронежского: они не имеют односторонней це­ли, служат превосходным руководством и для подвижников Христовых, пребывающих посреди мира, и для общежительных иноков, и для иноков, жительствующих в штатных монастырях, и для уединенных безмолвников. Благодать Божия внушила святителю писания, особенно соответствующие современной потребности. В этих писаниях объясняется учение Евангелия. Для жительства по евангельским заповедям нет препятствия ни в каком монастыре, каков бы ни был того монасты­ря устав, даже каково бы ни было того монастыря благоустройство. Последнее сказано в ободрение и успокоение тех, которые не удовлетворяются благоустройством своего монастыря, пра­вильно иди ошибочно. Для каждого инока вернее искать причину неудовлетворения своего в самом себе, нежели в обстановке своей. Самоосуждение всегда приносить сердцу успокоение. Из этого никак не следует, чтоб монастырь благоустроенный не заслуживал предпочтения пред монастырем неблагоустроенным, когда избрание монастыря зависит от нас. Не всегда это бывает.

  Положив себе за правило жизни учение и исполнение евангельских заповедей, без увлечения направлениями, доставляе­мыми разными сочинениями святых Отцов, можно начать чте­ние их для ближайшего и точнейшего ознакомления с монашеским многотрудным, многоболезненным, но и не нерадостным подвигом. В чтении Отеческих писаний нужно наблюсти постепенность, и никак не читать их поспешно. Сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: По­учения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 — предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным, — Слова святого  Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Рим­лянина. Потом, по прошествии значительного времени, можно чи­тать и книги, написанные Отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитской, Слова преподобного Исаии От­шельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвиж­ника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения прозой и стихами преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания Отцов. Все исчисленные здесь книги принадлежат к разряду деятельных или подвижнических, потому что в них изложены делание и подвиги иноческие. Сказал святой Иоанн Лествичник: «Так как ты про­водишь жизнь деятельную (подвижническую), то и читай книги деятельные (подвижнические)» 2). Деятельные книги возбуждают инока к иноческим подвигам, особенно к молитве. Чтение же прочих Отеческих святых сочинений приводит к размышлениям и созерцаниям, что для подвижника, недовольно очистившегося от страстей, рановременно 3).

_____________________

1) Матф. ХХVIII, 19, 20.

2) Иоан. XIV, 21.

3) Иоан. XIV, 23.

4) Иоан. XV, 5, 6, 9, 10.

5) Матф. VII, 21-23.

6) Матф. V, 19.

7) См. толкование блаженного Феофилакта Болгарского.

8) Иоан. VI, 63.

9) 1 Кор. II, 14.

10) 1 Кор. XV, 49.

11) 1 Кор. XV, 50.

12)  Псал. ХХVII, 27, 28.

__________

1) Матф. XXV; Иоанн. V, 22, 27.

2) Иоан. ХII, 48-50.

__________

1) Слово 1, гл. 4.

2) Vie des peres de deserts d’Orient par Michel Ange-Marin. Святой Тихон Воронежский знал на память Евангелие и Псалтирь.

3) Наставление 2-е. Издание1844 г., Москва.

4) Псал. I, 1-3.

5) Псал. LXXVII, 1.

_________

1) Матф. VII, 24, 25.

2) Матф. V, 26, 27.

3) 1 Кор. I, 24.

4) Псал. XXXVI, 29-31.

_________

1) Преподобный Макарий Великий, беседа 21.

2) Свят. Исаак Сирский, Слово 61.

3) Псал. 19, 12.

4) Священномученик Петр Дамаскин, Книга 1-я, о осьми умных видениях. Добротолюбие, ч. 3. Лествица, Слово 27, гл. 26.

_________

1) Во всех благоустроенных общежитиях читается ежедневно на утрени в Благовестнике объяснение дневнаго Евангелия.

2) Слово 27, гл. 78

3) Преподобный Симеон Новый Богослов, О трех образах молитвы, Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Григорий Синаит. гл. 11, о чтении, Доброт. ч. 1.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s