18. Барсов М. В.

                 

       Барсов  Матвей  Васильевич.   (1842 1896).

«Толкования на Четвероевангелие». Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. Т. 1. — М.:  «Лепта«, 2002

      (Избранные статьи)

_________________

 О Нагорной проповеди

  • Примирение некоторых разностей в Нагорной проповеди у евангелистов Матфея и Луки. (Прот. В. Гречулевич. «Сравнительный обзор Четвероевангелия»).  Примирение разностей в изложении учения о блаженствах у евангелистов Матфея и Луки. (С. Соллертинский. «Пастырство  Христа Спасителя»).
  • Изъяснение заповедей о блаженствах (Мф. 5:1-10).
  • Утешение против клевет и злоречий человеческих (Мф. 5: 11-12).
  •  Соль земли.
  • Назначение пастырей Христовой Церкви (Мф. 5:14-16).
  • Новозаветный закон в сравнении с ветхозаветным (Мф. 5:17-48).
  • О ненарушимости Ветхого Завета и о правде вообще.
  • О заповеди не убий.
  • Слово о гневе человеческом.
  • Обстоятельства и случаи, в которых гнев бывает грешным и безгрешным,  а также когда и как может быть переведен из грешного состояния в безгрешное.
  • О заповеди не прелюбы сотвори.
  • О заповеди относительно развода.
  • О клятве. В каком смысле Иисус Христос воспрещает клятву.
  • О заповеди относительно возмездия за обиду.
  • О любви к врагам и христианской благотворительности  (Лк. 6: 27-36; Мф. 5: 43-48).
  • Собеседование Константина Философа о любви ко врагам.
  • И взаим дайте, ничесоже чающе (Лк. 6: 35-36).
  • Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48).
  • О силе, исходившей от Господа Иисуса и исцелявшей вся (Лк. 6 и Мф. 5).
  • Блажены плачущие ныне (Лк. 6:21). Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете (Лк. 6:25).
  • Изъяснение изречения Иисуса Христа о свете.
  • О присяге.

Избранные места из свято-отеческих толкований на 5-ю главу Евангелия от Матфея.

  • Толкование св. Афанасия Александрийского на 8-й ст. 5-й главы Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: блаженны миротворцы (Мф. 5:9).
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16)  и о том,  что сие не противоречит сказанному:  внемлите милостыни  вашея и  т. д.  (Мф.6:1).
  • Толкование св. Василия Великого на 23-24 ст. 5-й главы Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Василия Великого на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на 25-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Афанасия Александрийского на 28-й  и ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота о том, как должно разуметь слова:  аще  око  твое  и  рука  твоя  соблазняет  тя (ст. 29-30).
  • Толкование блж. Августина о клятве (Мф. 5:33).
  • Толкование св. Иоанна Златоуста о клятве.
  • Толкование Ефрема Сирина о клятве.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: око за око и т. д.
  • Толкование св. Григория Богослова на 45-й ст. 5-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Библиографический указатель к 5 гл. евангелиста Матфея и 6 гл. евангелиста Луки  (21-36 ст.).

 Избранные места из толкований на 6-ю главу Евангелия от Матфея.

  • Как по учению Иисуса Христа  должно творить милостыню, молиться поститься. (Мф. 6:1-8). (ст. 1 -8).    
  • Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:3).
  • Смысл слов Иисуса Христа о посте, милостыни и молитве.
  • О молитве Господней.
  • Изъяснение молитвы Господней (Мф. 6: 9-13).
  • Влияние сердечной привязанности на жизнь и характер человека (Мф. 6:21).
  • Об истинном просвещении ума и беспристрастии к земным  стяжаниям (Мф. 6: 22-33).
  • Против роскоши в одежде и убранстве (Мф. 6: 28-29).
  • Цветы (Мф. 6: 28-30).
  • Изъяснение слов Иисуса Христа: ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33).
  • Размышление из воскресного Евангелия (Мф. 6:33).

Избранные места из творений свв. отцов  на 6-ю главу Евангелия от Матфея.

  • Мысли св. Исидора Пелусиота о том, что не должно творити милостыню пред человеки (Мф.6:1).
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16), и что не противоречит сие сказанному:  внемлите, милостыни вашея  (Мф. 6:1) и т.д.
  • Толкование св. Афанасия Александрийского на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Василия Великого на 6-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Афанасия Александрийского на 7, 19-20 и 25  стихи 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Василия Великого на 17-18 ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Василия Великого на 31-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Василия Великого на 34-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Библиографический указатель к 6-й гл. Евангелия от Матфея.

Избранные места из свято-отеческих толкований на 7-ю главу Евангелия от Матфея.

  • Мысли св. Афанасия Александрийского о грехе осуждения ближних  (Мф. 7: 1-5).
  • Еюже мерою мерите, возмерится вам  (Мф.7:2).
  • Об охранении святыни.
  • Толкование Филарета, архиепископа Рязанского (Мф. 7:6).
  • Избранные свято-отеческие толкования на 6-й ст. 7-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Св. Иоанн Златоуст о внимательном слушании слова Божия.
  • Толкование св. Исидора Пелусиота.
  • Толкование св. Афанасия Александрийского.
  • Толкование св. Василия Великого.
  • Услышание наших молитв (Мф. 7: 8-11).
  • Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: аще убо вы лукави суще  (Мф. 7:11).
  • Толкование св. Григория Богослова (Мф. 7:11).
  • О широком и узком пути (Мф. 7: 13-14).
  • Толкование свт. Минятия на 13-14 ст. 7-й гл.  Евангелия от Матфея.
  • Толкование св. Иоанна Лествичника (Мф. 7: 13-14).
  • Толкование св. Василия Великого (Мф. 7: 13-14).
  • Предостережение от ложных пророков (Мф. 7:15).
  • Волки в овечьей шкуре.
  • Об истинной и ложной мудрости (Мф. 7: 24-27).
  • Слова святого Иоанна Златоуста.
  • Мысли святителя Феофана.
  • Библиографический указатель к  7-й гл. Евангелия от Матфея.
  • Впечатление проповеди Иисуса Христа на народ.

    «Сборник» был составлен в 90-х гг. XIX в. инспектором Симбирской духовной семинарии Матвеем Васильевичем Барсовым (1842-1896) с целью собрать в одну книгу замечательные святоотеческие, пастырские и богословские комментарии на Евангелие, Деяния Святых Апостолов и Апокалипсис св. Иоанна Богослова, разбросанные по множеству духовных журналов и книг, малодоступных для читателя как тогда, так и сегодня. Сборник содержит материалы гомилетического, экзегетического и символического характера (образы Апокалипсиса).      Вошедшие в книгу статьи, подобранные в соответствии с ходом евангельских событий, отличаются широтой охваченных вопросов — от историко-археологических до нравственно-богословских. В «Сборнике» встречаются многочисленные толкования отцов Церкви — таких, как св. Афанасий Александрийский, блж. Августин, св. Амвросий Медиоланский, комментарии отечественных подвижников — свт. Филарета Московского (Дроздова), свт. Тихона Задонского, аскетические писания прп. Макария Египетского, а также проповеди и исследования выдающихся богословов XIX в. Для удобства чтения и облегчения работы книга снабжена подробными библиографическими сведениями, размещаемыми в конце каждого раздела. Сам материал располагается по разделам, составленным в соответствии с последовательностью евангельских событий, в сводном изложении всех четырех евангелистов. В конце второго тома размещены карты Святой Земли, по которым можно проследить географию событий Нового Завета.  «Сборник» предназначен для всех, кто желает подробнее изучить Евангелие в духе Церковного Предания. Он также может использоваться преподавателями и студентами духовных учебных заведений в качестве хрестоматии по изучению Священного Писания, может служить основой для подготовки проповедей и бесед.

От составителя.

       Составление названной книги вызвано желанием собрать для читателя по возможности в одно целое относящийся сюда материал, который, по разбросанности своей во множестве духовных журналов и книг, или мало доступен, или неизвестен ему. Расположенный в хронологическом порядке евангельской истории, этот материал прежде всего знакомит читателя с полной евангельской историей, а повествование о жизни Господа нашего Иисуса Христа чрез истолкование текста Евангелия может служить ему Толковым Евангелием.              С этою целью собраны, частью в тексте сборника, частью в библиографическом указателе: 1) древнейшие святоотеческие толкования; 2) истолковательные отрывки из Слов и Бесед известнейших наших митрополитов, архиепископов и епископов и 3) труды новейших наших ученых и некоторых из иностранных по экзегетике и апологетике Евангелий. Библиографический указатель составлен по святоотеческим творениям, духовным журналам, специальным богословским сочинениям, Словам и Беседам; причем в указателе к последним (Словам и Беседам) обозначается или главный предмет их, или выдающиеся места в них. Прилагаемый к каждому отделению евангельской истории или к каждой главе из Евангелия, он может руководствовать читателя в пользовании и другими статьями, не заключающимися в тексте сборника, для более полного знания и лучшего воспитания себя в духе Евангелия. По всему этому сборник содержит не один экзегетический, но и гомилетический материал; или, выражаясь языком более простым, он служит для истолковательного, но вместе и назидательного чтения. Некоторые же статьи в нем можно назвать назидательными в собственном смысле. Это потому, что Евангелие не есть только предмет любознательности, воспринимаемый памятью и холодным рассудком, но Слово Божие, живое и действенное, которое острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Если кто думает знать святые истины без сердечной любви к ним, без прочувствования их сердцем и сознательного стремления оправдывать знание жизнью, тот находится в опасности иметь веру, о которой говорит апостол: вера без дел мертва есть; и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19-20). Только любяй знает Бога, а иелюбяй не позиа Бога, яко Бог любы есть (1 Ин. 4: 7-8). «Учащий, который действует одним знанием без любви, — говорит приснопамятный Филарет, — предлагает алчущим и немощным черствый или даже каменный хлеб. Учение, которое не сердцем любящим приемлется, есть семя, сеемое в снег. Знание без любви есть зимнее солнце, которое не возвращает и не согревает. Итак, аще кто учится, аще учит, с любовью сие да творит». Вот почему лучшие святоотеческие и новейшие толкования проникнуты глубоким чувством любви к Богу и ближним, и истолковательная часть в них слита с назидательною. Само собою разумеется, что все это имеет ближайшее отношение к желающим быть учителями веры и пастырями Церкви, тем паче к настоящим пастырям. Проповедь Слова Божия и, следовательно, полное и самое удовлетворительное знание его есть первая и священная обязанность их. «Итак, облегчись же, иерей Божий, — скажем словами преосвященного Феофана, — от сей тяготы, испусти из уст своих потоки Божеских слов, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что у тебя самого нет истины, возьми ее: она в Священных Писаниях, и, исполняясь ею, препровождай ее к детям духовным, только не молчи» («Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»).        Но могут ли и миряне по праву считать себя свободными от тщательного изучения проповедуемых истин? Если пастыри и учители Церкви должны учить, то, конечно, для того, чтобы пасомые знали истину евангельскую настолько, чтобы могли дать ответ всякому вопрошающему словесео их исповедании (1 Петр. 3:15) и сами не подвергались бы опасности быть увлеченными кем-либо. Ап. Павел предостерегал еще христиан своего времени: смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеков, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2:8). Тем более предостережение это необходимо для христиан нашего времени, когда при существующей потребности в религиозном образовании и всеобщем интересе к Евангелию немало является людей, искусно, а иногда и нагло выдающих ложь за истину, и когда появляются исполненные вольнодумства сочинения, в которых подрываются основы святых истин. Кто же поручится, что христианин, не знающий основательно истин Божественных по учению Евангелия и Святой Церкви, устоит против тлетворного лжеучения и не поколеблется в своих убеждениях? Найдет ли он, чем опровергнуть и отразить ложь, если не вооружен ясным и твердым знанием содержимого Евангелия? Исследуйте писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Так сказал Господь о ветхозаветных писаниях. Евангелие есть исполнение этих писаний. Итак, исследуйте Евангелие, ибо вы думаете чрез него иметь жизнь вечную; а оно свидетельствует о Христе.   (М. В. Барсов).                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s