Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа

«Заповеди

  Господа и Бога нашего Иисуса Христа»

*** 

 Заповеди Христовы:

               _____________________________

 

«Христе, Свете истинный!

исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих» 

(молитва вечерняя 1 часа)

     Вместо предисловия

     Господь и Бог наш Иисус Христос, в последней — трогательной беседе Своей с учениками, сказал им: „Если любите Меня, — соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14, 15). „Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам“ (Иоан. 14, 21). „Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мои возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Иоан. 14, 23). Также и определенно Господь сказал о том, что исполнениe заповедей Его есть непременное условие любви к Нему! Итак, хочешь ли ты, друг мои, возлюбить Господа Бога-Спасителя твоего, всем сердцем и душою? Старайся всеми силами исполнять всякое слово Его: и это поведет тебя к блаженной в Боге и вечной жизни.

    „Из слов Господа видно, что надо так изучить Евангельския заповеди, чтобы oни сделались достоянием — имуществом ума, чтобы они всегда предстояли в памяти и — чтобы на каждом нравственном шагу, для каждой мысли, для каждаго чувства и желания, для каждаго поступка — иметь в памяти своей готовое Евангельское наставление в них. Тогда только возможно будет точное, постоянное исполнение их, — такое исполнение, какого требует Господь. Такое изучение Евангельских заповедей и жизнь по ним есть первая существеннейшая потребность и священнейший долг каждаго истиннаго христианина, желающаго спастися“ (Мысли Еп. Игнатия (Брянчанинова)).

  

ЗАПОВЕДИ   ХРИСТОВЫ.

*** 

«Насладимся всеплодия Божественных заповедей Христовых» 

(канон в среду 1-й седмицы В. Поста)

_____

О любви к Богу и ближнему.

      Чтобы усвоить и исполнять заповеди Христовы, необходимо знать: какия-же именно эти заповеди и сколько их? На этот вопрос едва-ли кто может дать точный и определенный ответ. В наших катехизисах подробно говорится только о 10 заповедях Ветхаго Завета; а из заповедей Новаго Завета упоминаются только 9 обетований о так называемых блаженствах. Между тем, как Новозаветных Христовых заповедей много, как это видно из Евангельской истории, на всем ея пространстве. Много заповедей, данных и примером, и изреченных устами Господа нашего Иисуса Христа; но они до сих пор, почему-то, не собраны воедино, — для более удобнаго и постояннаго памятования о них. Чтобы видеть их все, для этого нужно читать постоянно все Евангелия; а это, очевидно, не всегда и не для всех возможно. И заповеди забываются!

      Из св. отцов и учителей Церкви, кажется, один только св. Максим Исповедник сказал об этом нечто своему совопроснику. «Хотя, сказал он, и много заповедей  но все они совмещаются в одном слове — следующем: возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею, всем помышлением твоим, и ближняго своего яко сам себе (Лук. 10, 27). Брат спросил Исповедника: „Если заповедей много, то какия они, и кто может исполнить все заповеди?» Св. Ма­ксим отвечал: „Все заповеди может исполнить тот, кто подражает Господу и последует Ему шаг за шагом. Кто будет следовать за Господом — шаг за шагом, — тот увидит все Его заповеди, данныя Им и словом, и примером; а кто будет подражать Господу, тот и исполнит все заповеди Его.» На вопрос: «Кто может подражать Господу?» Св. Ма­ксим сказал: „Из тех, которые порабощены миру и суетам его, никто не может подражать Господу; те-же, которые могут сказать: Се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом (Матф. 19, 27), получат силу — подражать Господу, и по всем заповедям Его направляться.» И отвещав ангел рече ему: аз есмь Гавриил предстояй пред Богом, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия (Лук. 10, 19). Подобни ми бывайте, братие, и смотряйте тако ходя­щыя, якоже имате образ нас (Филип. 3, 17). Ни едино убо ныне осуждение сущым о Христе Иисусе, не по плоти ходящым, но по духу (Рим. 8, 1). А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24)  Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иucyca Христа: имже мне мир распяся,и аз миру (Гал. 6, 14). Иже любит отца, или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Матф. 10, 37). Обаче враги Моя оны, иже не восхотеша Мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте предо Мною (Лук. 19, 27).

   Итак, последуем за Господом шаг за шагом, сперва мысленно, по указанию Священной Евангель­ской Истории, чтобы увидать и перечислить все за­поведи Христовы; а потом позаботимся и на деле исполнять их, чтобы возлюбит нам Господа Бога и Спасителя нашего всем сердцем и душою, и, таким образом, наследовать жизнь вечно-блаженную. Без искренней любви ко Господу и исполнения запо­ведей Его невозможно спастися.

   Первейшая всех заповедей: слыши, Израилю, Го­сподь Бог твой Господь Един есть: и возлюбиши Го­спода Бога твоего всем сердцем твоим  от всего сердца твоего и всею душею твоею — от всея души твоея, и всем умом твоим — и всею мыслию твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею (Марк. 12, 29. 30; Лук. 10, 27). Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши и ближняго  искренняго своего, яко сам себе. (Mатф. 22, 37—39). Большая сих ина заповедь несть (Марк. 12, 29—31). В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Матф. 22, 40): на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

   Итак, главная, основная, всемирная и вечно-неиз­менная Божественная заповедь Ветхаго и Новаго За­вета есть заповедь о любви к Богу и ближнему.

   Заповедь о любви к Богу и ближнему имеет целию укоренить в нас семя новой жизни, святой и Богоугодной, и привнести в нас союз совершенства (Кол. 3, 14).

    „Любовь к Богу, по учению Евангелия, должна быть: самая искренняя, полная и совершеннейшая (Лук. 10, 27), — и потому никак не может совмещаться с любовно к миpy — (Mатф. 6, 24); должна выражаться в повиновении воле Божией, в исполнении заповедей (Иоан. 14, 15. 21; 1 Иоан. 5, 3); должна стремиться к подражанию совершенствам Существа высочайшаго и иметь цель Его славу (Ефес. 5, 1. 2; Mатф. 5, 10); наконец, должна быть так глубока и непоколебима, чтобы мы готовы были на все пожертвования ради имени Божия“ (Рим. 8, 35. 38. 39: снес. Марк. 8, 35).

  „Любовь к ближним, неразрывно связанная с любовию к Богу (1 Иоан. 4, 20), объемлет всех людей, друзей и недругов (Mатф. 5, 44. 45). Она везде бывает нелицемерна, усердна, от чистаго сердца (1 Петр. 1, 22), и непременно выражается в делах (1 Иоан, 3, 18: Римл. 13, 8-10). Проникнутый христианскою любовию не обижает ближняго, не только делом, но даже словом и мыслию (Матф. 7, 12; 7, 1. 2; 5, 22); напротив, сам великодушно переносит все оскорбления, и прощает все обиды (Mатф. 18, 22; 5, 39; 6, 14). Он всегда милосерд и щедр к ближним своим (Mатф. 5, 42; Лук. 6, 35); он заботится не только о внешнем их благосостоянии, но и о спасении души (1 Сол. 5, 14. 15; Евр. 10, 24), и вообще столько бывает предан ближним своим, что готов положить за них самую душу свою“ — (Иoaн. 15, 12 и 13). См. Введ. в Богосл. Макария (Булгакова). Как стяжать такую полную любовь к Богу и ближним? Cм. книжку «Жизнь во Христе», изд. Афон. П. М. 1899 г.

 Всемирная заповедь о любви к Богу и ближним есть как бы солнечный центр, в котором совпадают и из котораго выходят все заповеди Христовы, за сим следующия.

***

О пребывании в Боге и во всем

Божественном

   Что яко искаста Мене; не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми (Лук. 2, 49). „Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Это — ответ Спасителя Пречистой Матери Его и св. Обрученнику Ея — Иосифу, искавшим и нашедшим Его в храме Иерусалимском, когда Он был еще только 12 лет, и беседовал там с учителями Иудейскими.

   В этих первых словах Господа, записанных в Евангелии от Луки, очевидно, заключается заповедь Христова, данная нам в Его примере, о том, что всякий христианин, как последователь Его, должен быть всецело предан Богу, и во всю жизнь свою постоянно пребывать в Боге и во всем Божественном, — всегда помышлять о Боге, всегда поучаться в законе Его, всегда стараться исполнять волю Его. Одним словом, это — полная и совершенная  преданность воле Божией, для которой еже жити  Христос, а еже умрети  приобретение. Она не имеет ни своей воли, ни своего мудрования, ничего не ищет, ничего не страшится, и ни о чем не печалится, не опасается никаких бедствий, не скорбит ни о какой потере, радуется и благодарит Бога в самых страданиях. — Сию добродетель Сам Господь возвеличил в лице Своем, когда сказал: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца; и творение воли Божией считал Своим вожделенным брашном. Все святые всецело преданы были воле Божией; и все истинные христиане не могут найти для себя более вожделенной и успокоительной добродетели, ибо всецело предавшиеся Богу почивает на руках Божиих, как младенец на руках матери, и все житейския треволнения для него нестрашны: он в тихом пристанище.

    Но как приобресть преданность воле Божией? Для сего нужно крепко убедиться, что мы всесторонне зависимы от Бога, и что Он заботится о нас более, чем самые сердобольные родители о детях, — так убедиться и молиться: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно, сотвори-же со мною по воле Твоей! Твой есмь аз, Спасе, спаси мя!»

*** 

    Об исполнении всякой правды.

  Тако подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3, 15). «Так надлежит нам исполнить всякую правду.» Слова сии сказаны Господом св. Иоанну Крестителю, при крещении Его в Иордане, когда Креститель боялся крестить Господа, зная, кто Он, и сам просил у Него крещения.

В словах этих — новая великая заповедь, данная, в примере Спасителя, Его последователям. По сей заповеди, всякий истинный христианин, в жизни и деятельности своей, всегда должен исполнять всякую правду. Ибо если будет дозволять себе ложь и обман, то не будет уже сыном света, а будет сыном тьмы, — будет сыном диавола, который есть отец лжи.

Заповедь об исполнении правды есть не что иное, как искреннее, сердечное, соединенное со страхом Божиим, послушание и покорность Закону Божию, ибо в законе правда, а в беззаконии — ложь.

Убедившись, что правда в Законе Божием, христианин уже не должен испытывать, почему то или другое повелевается, и для чего что-либо запрещается; но с безусловною покорностию ума и сердца своего исполнить повеленное и убегать запрещенного. Эта великая добродетель привлекает на обладающаго ею взоры Самого Господа, глаголющаго: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?! Какая великая милость Божия к христианину, преданному Богу и послушному Закону Божию!

Но и эту привлекательную добродетель стяжать трудно и не скоро возможно. Наше пытливое самолюбие все хочет знать: почему и для чего то или другое требуется, или запрещается, — все хочет решить и определить по-своему. Между тем, по ограниченности своей и слабости, часто запутывается в неправду и ложь. И сколько между нами этих фальшивых самозаконников! Потому необходимо усердно воздыхать ко Господу: «Даждь ми, Господи, послушание, даждь ми безусловную покорность закону Твоему, да не собьюсь с пути правды на пути ложные!»

***

О покаянии

и веpе во Евангелие.

 

  Оттоле начат Иucyc проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Mатф. 4, 17); исполнися время и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Марк. 1, 15). Сими словами Господь начал Свою проповедь роду человеческому. В словах этих — общеобязательная заповедь всем христианам: кайтесь и веруйте во Евангельское учение. Этим начинайте и во всю жизнь продолжайте дело своего спасения. Истинный христианин всегда должен пребывать в мире с Богом. Но пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Покаяние cиe состоит не в словах только: прости, Господи, помилуй, Господи! Но при сем неизбежны все действия, условливающие отпущение грехов, т.е.: определенное сознание нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна, или другого чего-нибудь, — сознание своей в том виновности и безответности — без самооправдания, и молитва об оставлении грехов ради Господа.

   Вера в Евангелие есть то же, что вера в Господа нашего Иисуса Христа, Искупителя и Спасителя нашего, — в Его лице и дело, изображенные в Евангелии. Сам Господь сказал о Себе Никодиму. „Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную“ (Иоан. 3, 16). Вера сия должна быть живая, твердая, непоколебимая, деятельная, поспешествуемая любовию выражаемая в добрых делах.

  Покаяние и вера неразрывно связаны между собою, и раздельно, в истинном смысле, существовать не могут; но в сочетании их заключается тайна велика. Т. е. когда в одном и том же духе встретятся познание своей бедности, данное покаянием, и познание Спасителя, данное верою, тогда богатство Христово и окаянство кающагося сочетаваются воедино, и от этого сочетания раждается новая тварь — новый человек.

***

О самоотвержении и крестоношении.  

 

  Если кто хочет идти за Мною, — отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Mатф. 16, 24).

Вот и еще двойная заповедь Христова для желающих следовать за Ним: отвергнуться себя и взять крест свой.

Отвергнуться себя значит оставить все греховное, живущее в человеке; а взять крест свой значит, решиться безропотно переносить все бедствия и несчастия, случающияся в жизни нашей постоянно.

Так отвергнуться себя уже значит взять крест свой, а взять крест свой есть то же, что отвергнуться себя. Самоотвержение без креста и крест без самоотвержения немыслимы. Принимаемые же в соединении самоотвержение и крест поставляют христианина на путь Христов.

***

О тесном и узном пути.

  Входите тесными вратами; потому что широкия врата и пространный путь вводят в погибель…; а тесныя врата и узкий путь вводит в жизнь (Mатф. 7. 13, 14). По сей заповеди, тесныя врата и узкий путь, которым прошел в земной Своей жизни Сам Господь, составляют единственный вход в царство славы и вечного блаженства. А как много между нами таких, которые беззаботно и небоязненно идут широкими путями, и не думают о себе, что идут в погибель, или не зная, или забывая cию заповедь!

  И как мало таких избранников, которые твердо помнят о тесном пути, указанном Спасителем — и делом, и словом, и усиливаются идти по нему в царство небесное!

***   

О кротости и смирении.

  Приидите ко Мне, все, труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Mатф. 11, 28—30). Как трогательна сия заповедь, которою Господь — Путь, Истина и Живот — призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и обещает упокоить их! Он как-бы просит и умоляет их: возьмите на себя иго Мое: оно — благо; научитеся от Меня кротости и смирению: бремя cиe легко. И возлюбленный ученик Христов св. Евангелист Иоанн Богослов, конечно, по опыту говорит, что заповеди Христовы не тяжки (1 Иоан. 5, 3). Как счастлив тот, кто исполняет сии заповеди! Кротость и смирение также нераздельны: где кротость, там и смирение; а где смирение, там и кротость.

*** 

О милосердии.

         

 Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6, 36). Это такая заповедь, которою должно проникнуться все существо истиннаго христианина, потому что и на всемирном суде Христовом одесную Его станут одни только милосердые, признаны будут благословенными Отца небеснаго, и наследуют уготованное им царство небесное. Господь Бог и Спаситель наш есть сущее милорсердие и источник милосердия; потому исполненный милосердия последователь Его уподобляется Ему и милосердому Отцу нашему небесному, Который весь есть любовь.

***  

О совершенствовании в жизни.

  

  Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Mатф. 5, 48). В этой заповеди указана главная цель, которую всякий истинный христианин постоянно должен иметь в виду, и к которой обязан, во всю жизнь свою, стремиться всеми силами и мерами, чтобы достигать ее, постоянно совершенствуясь более и более в своей религиозно-нравственной жизни. Не имеющий или потерявший из виду цель cию начинает блуждать по разным сторонам, теряет, наконец, путь к своему назначению для блаженно-вечной жизни, и погибает.

*** 

О блаженствах.

           

  Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны, кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах (Матф. 5, 3—12; Лук. 6, 24—26). Всякий истинный христианин, чтобы на самом деле быть сыном Божиим и наследником царства небесного, непременно должен, в течение своей земной жизни, украсить свою душу сими добродетелями, определенными известными обетованиями, — то-есть: смирением, плачем и сокрушением о грехах, кротостью и безгневием, правдолюбием, милосердием, чистотою, миролюбием, терпением обид, перенесением гонений за веру в Господа Иисуса Христа; и, таким образом, стяжать райское сердце, которое изображено в изречениях Господа о блаженствах. Не имея сих добродетелей, никак нельзя получить вечнаго блаженства. 

*** 

О свете добрых дел. 

         

  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела, и прославляли Отца вашего небеснаго (Матф. 5, 16).

Слова cии, прежде всего, относятся к Апостолам и их преемникам — пастырям и учителям святой Церкви Христовой, которые пред тем названы солью земли и светом Mиpa. Но и всякий истинный христианин, озаряемый и просвещаемый светом Христовым и обладающий райским сердцем, должен быть в своей среде светильником горящим и светящим для всех окружающих его, чтобы все видели его добрыя дела, подражали им, и таким образом прославляли Отца нашего небеснаго.

***

О миролюбии.

  

    Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, — подлежит суду. Потому мирись с братом соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним в жизни сей (Mатф. 5, 21—26). Сею заповедию Господь исторгает из сердец последователей Своих самый корень запрещенного законом убийства — гнев и злобу, и, т. обр., дает этой заповеди совершеннейший вид, — возводит ее к высшему началу духовной жизни.

***  

О целомудрии.

           

  Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Потому — если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; и если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; чтобы все тело твое не было ввержено в геенну (Матф. 5, 27—80).

   Эта заповедь необходима для того, чтобы предохранить христианина от всякого блудодеяния самым делом совершаемого, и удержать его на высоте чистого целомудрия.

*** 

О клятве. 

   Слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои (Лев. 19, 12). А Я говорю вам: не клянись вовсе…, но да будет слово ваше  да, да: нет, нет (Матф. 5, 33—37). Сия заповедь дана христианам потому, что никто не имеет права клясться ни небом, ни землею, ни своею головою, ибо все это не его, и все, кроме да и нет, — от лукавого; да и в общежитии никто так не теряет доверия, как тот, кто часто клянется или божится. Но клятва присяжная имеет особое значение.

 ***  

О безгневии.

   Вы слышали, что сказано, око за око, и зуб за зуб (Исх. 21, 24). А Я говорю вам: не противься злому. Ко кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою, и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудить тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящаго занять у тебя не отвращайся (Mатф. 5, 38—42). Здесь, по толкованию св. И. Златоустаго, высокое христианское любомудрие, которого первая степень — не начи­нать обиды; вторая — когда она уже причинена, — не воздавать равным злом обидевшему; третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая — предавать самого себя злостраданию;   отдавать более, нежели сколько хочет взять причи­нивший обиду; шестая — не ненавидеть его; седьмая — даже любить его; восьмая — благодетельствовать ему; девятая — молиться за него, как об этом говорит­ся в следующей заповеди. (См. толкование на Евангелие Матвея Иоанна Златоуста). 

*** 

О любви ко врагам.

   Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небеснаго; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных (Mатф. 5, 44—45). Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лук. 6, 35). Любящий врага есть своего рода чудотворец, говорит св. Димитрий Ростовский. Он из зверей делает кротких агнцев. Враги приносят нам великую пользу, ибо следят за нашими недостатками и делают нас осторожными и более совершенными; а языками своими очищают нас от грехов.

***  

О милостыне. 

  Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небеснаго. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздат тебе явно (Матф6, 1—4). Сею заповедно и следующими двумя Господь уничтожает страсть тщеславия, страсть тем более опасную, что она тайно закрадывается в душу даже иных благочестивых людей, и все доброе в ней находящееся незаметно рассеевает и нечувствительно уносит.

*** 

О молитве.

   Когда молишься, войди в комнату свою и, затворив дверь свою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А, молясь, не говорите лишняго, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, иже ecu на небесех! да святится имя Твое. Да npиuдem царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, тоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение; но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила и слава во веки, аминь. (Mатф. 6, 5—13). „Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», добавил Господь в пояснении 5-го прошения молитвы Господней.

   О молитве есть прекрасное поучение св. Димитрия Ростовскаго в книге — „Внутренний человек втайне молящийся.“ А молитва Господня изъяснена в учении св. Тихона Задонскаго в книге «О молитве, или призывании Бога». Смотри также и „Поучение о молитве Господней» изд. Афон. П. М. 1898 г. 

*** 

О пocтe.

  Когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем Твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Mатф. 6, 17—18). Подавать милостыню, молиться и поститься Господь велит тайно, предостерегая от дурной нашей наклонности — утешаться и услаждаться похвалами человеческими, и опасаясь, как-бы эта наклонность, тщательно скрываемая, не только от людей, но и от самих себя, не довела нас до фарисейскаго лицемерия, которое довольствуется похвалами людскими, не заботясь и не помышляя о воздаянии Отца нашего небеснаго. Понятно, как это оскорбительно для Бога и пагубно для нас!

 *** 

О надежде на Бога

и предании себя в волю Божию. 

 Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждаго дня своей заботы (Mатф. 6, 19—34). Собирать в одно и то же время сокровища земныя и небесныя — неразумно и несовместимо. Неразумно собирать сокровища земныя, потому что они часто погибают: собирать же те и другия вместе — несовместимо, потому что сердце не может двоиться, оно непременно приляжет к чему-либо одному: или к небесному, или к земному; точно так же, как невозможно служить в одно и то же время двум господам, потому что слуга непременно одного господина полюбит, а о другом начнет нерадеть. Притом же, если сердце человека приляжет к сокровищам земным, то око ума его потемнеет, и все у него будет темное, тогда как сердце, полюбившее сокровища небесныя, сделает светлым и око ума своего, и все у него будет светло. Тут должно быть одно что-нибудь; ибо нельзя служить Богу и маммоне. А заботиться о собирании пищи, пития и одежды, на многия лета, есть признак малоумия и маловерия, оскорбительного для Бога, Который так богато питает всех — до самых малейших тварей, живущих во вселенной, так роскошно одевает все растения до полевой травы! Выходит, что верующему и надеющемуся на Бога христианину все свои заботы нужно устремить главным образом к исканию царствия Божия и правды Его; а прочее все нужное для него приложится ему от Бога Отца и Промыслителя его.

*** 

О неосуждении ближних.        

  Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, такими будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Mатф. 7, 1—2). Праведный суд есть дело Божие, а не человеческое: кто осуждает ближнего, тот восхищает суд Божий, и притом искажает его — судит почти всегда неправильно. „Осуждая ближняго, ты не его осуждаешь, говорит св. Иоанн Златоуст, но себя самого, и себя самого подвергаешь страшному суду и строгому истязанию. Да и как ты примешься врачевать ближняго, когда сам больше его нуждаешься во врачевании?! Не должен судить тот, кто сам в том-же виновен, и не заботится об исправлении себя и ближнего.

***  

   Об отношении к ближним, как к самим ceбе.

 Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки (Mатф. 7, 12). Это мировая заповедь о взаимных отношениях между людьми. Соображаясь с этою заповедию, мы, как люди, по себе знаем, что должно делать другим. Так, если хотим, чтобы нам благотворили, то и сами должны благотворить; если хотим, чтобы все нас любили, то и сами должны всех любить, и вообще, чего не любим сами, того не должны делать и другим.

  Сею заповедию Христос Спаситель показал, что Божественное учение о добродетели вообще и кратко, и удобно к исполнению, потому что оно близко к нам по природе и всем известно, так что никто не может извиниться неведением его.

*** 

О нестяжательности.

  Смотрите, берегитесь любостяжания; ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лук. 12, 15). Сия заповедь пояснена Господом притчею о богатом человеке, у которого был хороший урожай, и он располагался на лета многия жить в свое удовольствие: пить, есть, веселиться по вся дни светло; но в заботах своих о собрании богатаго урожая и хранении его внезапно умер, и справедливо назван от Господа безумным. 

*** 

 О бдительности.

   Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господина пришедши найдешь бодрствующими… Будьте-же и вы готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Лук. 12, 35—40). Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда приидет хозяина дома,  вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришедши внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем, бодрствуйте (Марк. 13, 35—37).

     Cии важнейшая из заповедей разъяснена в Евангелии Луки гл. 12, 40—59 и Матфея гл. 24, 42—51.

*** 

О терпении  

и прочих частных заповедях.

 

 Терпением вашим спасайте души ваши (Лук. 21, 19). Претерпевший-же до конца спасется (Mатф. 24, 13).

Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как-бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.

В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни, ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.

Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться — все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейсия невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, — когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, — будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.

***

Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его

более частные.

_____

1)    О поклонении Богу в духе и истине  (Иоан. 4, 24).

2)    О хранении святыни  таинства веры от врагов  (Mатф. 7, 6).

3)    О постоянстве в молитве  (Mатф. 7, 7—11).

4)    Об осторожности от лжепророков  (Матф. 7, 15—23).

5)    О слушании слова Божия  (Mатф. 12, 50; Лук. 11, 28).

6)    О исповедничестве  (Mатф. 10, 32—33).

7)    О пище духовной   (Иоан. 6, 27—71).

8)    О достоинстве и о несоблазнении детей  (Mатф. 18, 3. 6. 10; Лук. 18, 15—17).

9)    О здравом разсуждении и мире христиан между собою  (Марк. 9, 50).

10)   О христианском суде  (Матф. 18, 15—17).

11)    О всепрощении  (Матф. 18, 21—35; Лук. 17, 1—4).

12)    О жажде духовной  (Иоан. 7, 37—38).

13)    О познании истины, и о свободе от рабства греху   (Иоан. 8, 36).

14)    О разводе супругов  (Матф. 5, 32; Марк. 10, 2—12).                        

15)    О  девстве  (Матф. 19, 11—12).

16)    О  неподавании соблазна ближнему  (Лук. 17, 1—2).

17)    О  силе веры  (Марк. 11, 23—26).

18)    О  хранении души для жизни вечной   (Лук. 18, 18—22; снес. Иоан. 12, 25—26). 

19)    Опасение от прельщений лжеучителей   (Матф. 24, 4; Марк. 13, 5—6; Лук. 21, 8).

20)    О  подражании  примеру  Спасителя  (Иоан. 13, 15—17).

21)    О  скромности  исполнителей  всего  повеленного  (Лук. 17, 10).  

22)    О   воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу  (Матф. 22, 21).

23)    О  причащении  (Матф. 26, 26—29; Марк. 14, 22—25;  Лук. 22, 19—20).

24)   Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя (Иоан. 13, 34—35).

25)    О  пребывании во Христе Спасителе.      

     «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, из­вергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете мно­го плода, и будете Моими учениками.

   Пребудьте в любви Моей. Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Иоан. 15, 4—14).

    Кто будет веровать и креститься, — спасен бу­дет; а кто не будет веровать, — осужден будет. (Марк. 16, 16).

   Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь“ (Mатф. гл. 28, 19. 20).

_______

    Давши ученикам Своим все вышеизложенныя заповеди и в слове, и примере Своем, Господь и Бог наш Иисус Христос, на последней вечери с ними, сказал им: „Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам“ (Иоан. 13, 15), и тем обязал всех Своих верных и истинных последователей — исполнять все Его заповеди неуклонно.

   Исполнять заповеди и повеления Господа и Спасителя нашего безусловно нам необходимо уже потому, что Он Господь и Спаситель наш. Исполнять заповеди Его необходимо для того, чтобы самым опытом познать животворную силу и Божественное значение их для нашей жизни: „Кто хочет творить волю Божию, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно?..» сказал Сам Господь (Иоан. 7, 17). Исполнять заповеди Христовы совершенно необходимо, чтобы войти в дух Христов, прилепиться к Нему всем существом своим: прилепляющийся, сказано, Господу бывает един дух с Господом? и таким образом делается истинным христианином, а кто мало заботится об исполнении, или и совсем не исполняет их, тот никогда не может стяжать Духа Христова, и, следовательно, напрасно будет носить на себе звание христианина: кто духа Христова не имеет, тот не Его, не Христов (Римл. 8, 9) не христианин.

   Итак, возлюбленный мой собрат о Господе! Обрати все твое внимание на заповеди Христовы, имей их всегда пред глазами твоими и в руках твоих до тех пор, пока изучишь их, усвоишь их себе так, чтобы он сделались вечным достоянием твоим, — обратились в плоть и кровь твою. Тогда тебе легко будет исполнять их, во всех потребных случаях жизни твоей, а, исполняя их, ты будешь истинным последователем Спасителя твоего и несомненно получишь спасение.

***  

„Иди за Мною“.

 Есть в Евангелии и еще одна заповедь Господа, — краткая по выражению, но всеобъемлющая по смыслу, — заповедь, призывающая Его последователей: иди за Мною. В заключение обращаем на нее внимание, по изъяснению св. Тихона Задонского.

Иди за Мною, сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Петру (Иоан. 21, 19). Относится это слово и ко всякому последователю Христову. Слово весьма важное и внушительное потому уже одному, что вышло из уст Самого Спасителя нашего.

Важность и силу сего слова раскрыл святитель Тихон, во второй части своего „Сокровища духовного, от Mиpa собираемого“, в статье 46, под названием: „Иди за Мною“. Бывает, говорит он, что один другому, в различных случаях, говорит: „иди за мною».

Христианин! так Христос Господь всякому из нас говорит: иди за Мною. Читай св. Евангелие, внимай Ему, и услышишь сладчайший сей глас Его: иди за Мною. Я твой Создатель, а ты создание Мое: иди за Мною. Я Царь твой, а ты подданный Мой: иди за Мною. Я Бог твой, облекшийся в подобострастную плоть твою: иди за Мною. Я ради тебя в мир пришел: иди за Мною. Я к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех явился на земле: иди за Мною. Я, неприступный Херувимам и Серафимам, сделался приступен грешникам и тебе: иди за Мною. Я, Царь Небесный, ради тебя пожил на земле: иди за Мною. Я, всесильный и всемогущий, ради тебя сделался немощным: иди за Мною. Я, будучи богат, ради тебя обнищал, да ты обогатишься Моею нищетою (2 Кор. 8, 9): иди за Мною. Я, Господь славы, ради тебя был поруган и обесчещен: иди за Мною. Я, живот вечный и присносущный, тебя ради вкусил смерти, смерти же крестной: иди за Мною. Я, седящий на престоле славы и от Ангелов покланяемый, хвалимый и славимый, ради тебя похулен был от грешников: иди за Мною. Я, один имеющий бессмертие и живущий во свете неприступном, ради тебя вменен был в мертвых и положен в темном гробе: иди за Мною. Я, твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который, не серебром и золотом, но Своею Кровию искупил тебя от диавола, смерти и ада: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи и ты любовь свою к Любителю твоему, и любовно: иди за Мною. Твоя любовь приносить пользу тебе, а не Мне; как и нелюбовь твоя вредит тебе, а не Мне: иди за Мною.

Господи! что есть человек, яко познался ecu ему? Или сын человечь, яко вменяеши его — думаешь о нем? Человек суете уподобися (Псал. 143, стт. 3 и 4). „Пою Тя: слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо пришел еси, мене ища заблудшаго. Тем многое Твое снисхождение, еже до мене, прославляю, Многомилостиве!“ Готово сердце, Боже, готово сердце мое. „Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей!»

Что, христианин! захочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который зовет тебя к Себе и не идти за Ним? Страшно это и бесстыдно! страшно, чтобы не подвигнуть Его на праведный гнев, не подпасть праведному суду Его и таким образом не погибнуть. Бесстыдно:, ибо Он высочайший твой Любитель и Благодетель. Скажи, пожалуй, если бы царь земной позвал тебя следовать за со­бою, — не поспешил ли бы ты за ним с радостно, бросивши все, ради малой и временной чести и ко­рысти? А тут Царь царствующих и Господь господствующих, — Царь небесный зовет тебя следовать за Собою: иди за Мною! и зовет не к временной чести, славе и корысти, но к вечному животу и царствию, к вечной чести и славе: иди за Мною, иди за Мною, и приведу тебя в Мое вечное Царство, к небесному и вечному Моему Отцу: никтоже бо приидет ко Отцу, токмо Мною (Иоан. 14, 6). Грешник! неужели ты и после сего не бросишь всего и не пойдешь за Ним?! Но, ведь, Он продолжает звать всех грешников: блудник прелюбодей и любитель нечистоты! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Злобный мститель и убийца! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Вор, хищник, грабитель и лихоимец! слушай глас Господень: по­кайся, и иди за Мною. Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Лжец, обманщик, прель­ститель и лицемер! слушай глас Господень (Mатф. 24, 13).: покай­ся, и иди за Мною. Всякий грешник, живущий в нераскаянии! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Слушай глас, зовущий тебя, слушай глас Того, Который так возлюбил тебя, и такой мило­стивый, человеколюбивый и чудный показал промысл о тебе, слушай глас Его: покайся, и иди за Мною.

Всякого человека зовет Господь: человек, — лю­бимое Мое создание! Я сошел с неба, чтобы тебя возвести на небо: иди за Мною. Я пожил на земле, чтобы тебя соделать жителем небесным: иди за Мною. Я не имел, где главы подклонить, чтобы тебя привесть в дом Отца Моего Небеснаго: иди за Мною. Я тру­дился, чтобы тебя ввесть в вечный покой: иди за Мною. Я обнищал, чтобы тебя обогатить: иди за Мною. Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, чтобы по­дать тебе утешение, радость и веселие: иди за Мною. Я был похулен, поруган и обезчещен, чтобы те­бя, — обезчещенное Мое создание, почтить и просла­вить: иди за Мною. Я был связан, чтобы разре­шить тебя от уз греховных: иди за Мною. Я — Судия живых и мертвых — был судим и осужден, чтобы тебя избавить от вечнаго суда: иди за Мною. Я был вменен с беззаконными, чтобы тебя оправданий: иди за Мною. Я вкусил смерти, смерти же Крестной, чтобы оживить тебя, — создание Мое, умерщвленное ядом змеиным: иди за Мною. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся: иди за Мною. Я сел одесную Бога и Отца, чтобы ты прославился: иди за Мною. Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты быль подобен Мне: иди за Мною. Я взял на Себя образ твой, чтобы и ты был сообразен Мне: иди за Мною. Я пришел к тебе, чтобы тебя — любезное Мое отпадшее создание — привлечь к Себе: иди за Мною. Видишь, человек, показанную любовь Мою к тебе; видишь и промысл Мой о тебе; за все это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты был Мне благодарен и шел за Мною, и таким образом получил бы спасение с вечною славою. Я хочу этого от тебя, да будет и твое хо­тение сего. Иди же за Мною, Который алчу и жажду спасения твоего, и подам тебе спасение Мое.

Возлюби Мою нищету, — и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, — и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, — и будешь ими истинно покоен и мирен. Оставь землю, — и бу­дешь иметь небо. Оставь мир, — и будешь внутри себя иметь Бога. Отрекись себя, — и будешь истинно обла­дать собою. Оставь утехи плоти и Mиpa, — и будешь иметь истинное yтешениe. Оставь богатство тленное, — и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу зем­ную, — и будешь иметь небесную. Иди за Мною,— и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но все истин­ное, несравненно лучшее того, что оставишь.

Итак, душа грешная! слушай и внимай глас Любителя и Искупителя твоего Иисуса; и иди за Ним, да постигнешь. Поспешай, возлюбленный, поспешай, пока Он зовет, и двери отворены. Небо отверсто; и входят в него мытари, прелюбодеи и все каюшдеся грешники. Поспешай туда же и ты, бедный грешник да и ты получишь Царство небесное. Туда во­шли Апостолы, Мученики, Святители, Преподобные и все Святые Божии, и водворяются ныне в обитетлях Отца Небеснаго. Идут туда и ныне многие, и приходящие и все идущие за своим пресладким Иисусом, благодатию Его, вселяются в покое вечном.

Душа моя! слушай и ты глас Господень, и прилпися к той святой дружин: иди с ними за Bеpным вождем Иисусом, да в час исхода твоего услышишь глас Его: „В путь узкий хождшии при­скорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся. их же уготовах вам почестей и венцов небесных. «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судяще­му праведно, говорит св. ап. Петр (1 Петр. 2, 21— 23). И Сам Господь сказал: Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Иоан. 12, 26). Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин: (Mатф. 10, 38). Аз есмь свет мipy: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет жи­вотный (Иоан. 8, 12).

Но бывает и то, что один зовет человека, го­воря: иди за мною; и другой, отзывая его к себе, говорит ему тоже: иди за мною. Тако Христос го­ворит всякому христианину: иди за Мною, как ска­зано выше; а сатана враг рода человеческаго — отзы­ваешь человека к себе и шепчет в уши его: иди за мною. Шептание его столько раз слышит человек, сколько раз чувствует в сердце своем возстающие злые и Богопротивные помыслы: все это есть мерзкое его шептание. О, человек! кого тебе лучше послушать? Христа-ли Господа твоего, Который показал о тебе такой чудный промысл и хочет спа­сти тебя, и привести тебя в вечное Свое Царствие, как выше ты видел? Или злаго шепотника-диавола, который хочет отвести тебя от Христа — Спасителя твоего, и вринуть тебя в вечную погибель?

Христос есть Свет; диавол есть тьма. Христос есть Жизнь,  диавол есть смерть. Христос есть Истина; диавол есть ложь и отец лжи. Христос есть Любитель твой; диавол есть враг твой. Хри­стос есть Благодетель твой; диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро; диавол, — крайнее зло. Христос есть Спаси­тель твой; диавол — губитель твой. Христос хочет спасти тебя, ибо для того и в мир пришел, ради тебя; диавол хочет вечно погубить тебя. Христос хочет дать тебе жизнь вечную; диавол хочет на веки умертвить тебя. Христос хочет ввести тебя в Свое вечное Царство; диавол хочет привести тебя за собою в вечное мучение. Христос хочет на веки обогатить тебя; диавол хочет сделать тебя на веки нищим. Христос хочет на веки прославить тебя; диавол хочет посрамить тебя. Христос хо­чет вечно почтить тебя; диавол хочет вечно обезчестить тебя.

Видишь, что есть Христос и что есть диавол; и — ради чего он шепчет тебе, и — отзывает от Христа — Господа твоего — в след себя. Он хочет погубить тебя на веки, как и сам находится в погибели. Это его хитрость! Это его умысел против нас! отрекись же, отрекись, возлюбленный, от это­го злаго шепотника, и плюнь на него, как это сделал ты при святом крещении. И, отвратившись от того прелестника, обратись ко Христу Господу тво­ему, и последуй Ему верою и правдою, как обе­щался Ему в крещении. — Он твой Бог, Господь твой, Любитель твой, Благодетель твой, вечный Живот твой, присносущный Свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без Которого не можем быть блаженными ни в сем веке, ни в будущем. — Пристань же и прилепись к Господу твоему, по словам:  мне же прилеплятися Богови благо есть!

Но, несмотря на то, что диавол есть губитель, мноие слушают его, и идут за ним великими тол­пами. — Идут блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты. Идут памятозлобивые, человеконенавист­ники, убшцы и проливаюшде кровь человеческую. Идут противяшиеся родителям, не почитаюшие, зло­словящее их. Идут воры, хищники, грабители, мздоимные судьи, удерживаюице плату наемников и по­хищающее чужое добро — всякою неправдою и лестью. Идут клеветники, ругатели и все, языком своим, как мечем, бьющие и уязвляющие ближняго своего, Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут лукавые, хи­трецы, прельстители и все, прельщающие ближняго своего. Идут всякие беззаконники, развращенные жизнию своею, противящиеся слову Божию. Идут, наконец, возлюбившие век сей, мудрствующие земная, а не горняя, любящие жить в гордости и пышности Mиpa сего. Словом: идут все, которые о Боге и сло­ве Божием небрегут. — прилепляются сердцем к земному, а о вечном спасении своем, приобретенном кровию Христовою, нерадят: все таковые идут в след сатаны. Всем таковым приличествует оное Апостольское слово: се некие развратишася в след сатаны (1 Тим. 5, 15) Ибо все таковые сты­дятся (срамляются) слов Христовых и Самого Хри­ста, — страшатся (ужасаются) Его — смиреннаго, поруганнаго, обезчещеннаго и удаляются от Него; но хотят быть с прославленным. Не хотят с Ним быть здесь в мире сем и Ему последовать; однако-же, хотят быть участниками Царствия Его, что есть дело невозможное. — С кем кто здесь — в Mиpe, с тем будет и в будущем веке.

О, человек, который носишь на себе имя Хри­стово, но следуешь за сатаною! Вспомни, какия отрицания и обеты делал ты в крещении, — как отри­цался сатаны и всех дел его, и всея гордыни его,— как плевал на него, — как отходил от него; и как пристал ко Христу, — как обещался и присягал — работать Ему верою и правдою, — последовать Ему — смирением и любовию, как последует невеста жениху. Где же ныне те твои отрицания? где обеты? где присяга? где работа Христу? Где последование Ему? Богу солгал ты, а не человеку. Бога оставил ты, а не человека. Свет оставил ты и возлюбил тьму. Живот оставил ты и возлюбил (избрал) смерть.

Вспомни это и обратися ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прельстителя того, как Израиль от фараона. И хотя он погонится за тобою, пото­му что лишился своей добычи; но ты дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих, и поможет тебе. Он, Который умер за тебя, ждет тебя, и с радостию — милосердыми объятиями — обымет тебя, яко блуднаго сына (Лук. 15, 20). А когда освободишься от тяж­кой работы мучителя твоего, — с радостно воспоешь победную песнь Помощнику твоему: „Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бога Отца моего, и вознесу Его (Исх. 15, 2). Возрадуются о тебе и Ангелы на небе: ра­дость бо бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лук. 15, 10).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Еп. Иустин)

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s