Нравоучение 16

Нравоучение 16-е. 

О том, 

что и кажущееся трудноисполнимым (неудобоисполнимым)

можно исполнить, если думать о том,

что делаем это ради Бога. [1]

        Итак, когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них этой мыслью: презревши временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия; но радуйся, потому что я готовлю для тебя небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи же немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душой, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и ее венец, то скоро отвлечем ее от всякого зла. дьявол обещает нам временное удовольствие, а скорбь уготовляет нескончаемую, и несмотря на то преодолевает нас и побеждает; а Бог, напротив, требует от нас временного труда и обещает вечную сладость и пользу: чем же мы оправдаемся, если после такого утешения не последуем добродетели? Вместо всех иных побуждений и мысли о цели трудов, для нас довольно одной лишь твердой уверенности, что все это мы переносим для Бога. Если тот, кто имеет царя своим должником, почитает себя счастливым и безопасным на всю жизнь, то представь, как счастлив должен быть тот, кто своими добрыми делами, и малыми, и великими, сделал своим должником человеколюбивого Бога, всегда живущего! Итак, не говори мне о тяжести трудов и борьбы. Бог облегчил для нас борьбу добродетели не одной только надеждой на будущие блага, но и другим способом, то есть Своим всегдашним содействием и помощью. Тебе стоит только оказать хотя малое усердие, и все прочее последует само собой. Он для того требует от тебя хотя малых трудов, чтобы и тебе вменена была победа. Как царь повелевает своему сыну стоять в строю и быть на виду – для того, чтобы ему приписать победу, а между тем сам управляет всем ходом сражения, так и Бог поступает в нашей войне против дьявола. Он требует от тебя только того, чтобы ты решительно обявил себя врагом дьявола, и если ты это сделаешь, то всю войну Он сам уже окончит. Воспламеняется ли в тебе гнев, или ненасытное желание богатства, появляется ли другая какая-либо мучительная страсть, – Он, как скоро увидит тебя ополчающимся и готовым на брань, тотчас делает все легким и поставляет выше пламени страстей, подобно тому, как и отроков в Вавилонской печи, которые точно так же ничего не показали более, кроме готовности терпеть. Итак, чтобы и нам здесь утушить горящую печь беспорядочного удовольствия, а там избежать геенны, будем ежедневно того только желать, о том стараться и пещись, чтоб усердием к добру и непрестанными молитвами привлечь к себе Божье благоволение. Тогда все, что теперь кажется нам несносным, будет совершенно удобно, легко и вожделенно. Пока мы увлекаемся страстями, до тех пор добродетель почитаем трудной, неудобной и неприступной, а порок любезным и приятным. Но как скоро хотя немного станем избегать грехов, порок будет нам казаться гнусным и безобразным, а добродетель легкой, удобной и любезной. В этом могут нас уверить примеры тех, которые исправили свою жизнь. Послушай, как стыдились своих пороков (римляне), даже и тогда, когда от них избавились, как свидетельствует Павел: «Какими же были тогда ваши поступки? Вы стыдитесь теперь и вспоминать о них» (Рим.6,21); а добродетель, несмотря на понесенные труды, называет он приятной, скорбь мгновенной и труд легким, радуется в страданиях, веселится в скорбях и хвалится теми язвами, которые приемлет за Христа. Итак, чтобы и нам достигнуть такого состояния, будем ежедневно устроять свою жизнь согласно с наставлениями Господа, которые мы слышали, и, забывая заднее, будем простираться вперед и стремится к почести вышнего звания, чего все мы да сподобимся благодатью и человеколюбием нашего Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

___________________

[1] «Яко и мнимая неудобства можно удобне исправити, аще помышляем, яко Бога ради сия действуем.»  (по издан.  Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Матфея Евангелиста». Ч.1 М., 1781.  Нравоучение 16-е)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s