Нравоучение 21

Нравоучение  21-е.

 

О том,

что тот, кто остерегается

алчности к приобретению (лихоимства),

может достичь и

добродетели милостивости,  т. е. стать милостивым. [1] 

       

     4.   Итак, не будем думать, что заповедей (Божьих) невозможно исполнить; и ныне многие исполняют их. Если же ты этого не знаешь, то ничего нет удивительного. И Илия думал, что остался только он один, но услышал от Господа, что «оставил Себе семь тысяч мужчин» (3 Цар.19,18). Отсюда видно, что и ныне есть много таких, которые ведут жизнь апостольскую, подобно как и тогда три тысячи и пять тысяч веровавших. Если же мы не верим этому, то не от того, что нет добродетельных, но от того, что сами слишком мало делаем. Предавшийся пьянству с трудом может поверить тому, что есть какой-либо человек, который не пьет даже воды, хотя и это многие из монахов исполняют на наших глазах. Похотливый не вдруг поверит, что легко можно сохранять девство; хищник не скоро поверит, что есть такие, которые охотно отдают свое; так и те люди, которые каждодневно изнуряют себя бесчисленными заботами, не скоро примут учение о том, что можно быть свободным от житейских забот. А что многие исполнили это учение, мы можем доказать примером тех, которые так любомудрствуют и в наше время. Но на первый раз для нас достаточно будет, если вы научитесь не лихоимствовать, почитать добром милостыню, и узнаете, что должно уделять от своих имуществ неимущим. Если, возлюбленный, ты исполнишь это, то скоро будешь в состоянии исполнить и то. Итак, сперва оставим ненужную пышность, станем держаться умеренности и все, что думаем получать, научимся приобретать праведными трудами. Так и блаженный Иоанн, когда беседовал с собирающими пошлины и воинами, заповедовал довольствоваться жалованьем. Он, хотя и желал возвести их к другой, гораздо высшей мудрости, но поскольку они к тому были еще неспособны, то предлагает нижнюю заповедь. Если бы он стал внушать высшие заповеди, то они не только не стали бы внимать им, но не исполнили бы и нижних. Поэтому мы занимаем вас нижними истинами; мы ведь знаем, что бремя нелюбостяжания превосходит ваши силы, и на сколько отстоит небо от земли, на столько от вас такое любомудрие. Итак, по крайней мере, сохраним последние заповеди. И этот урок не малый. Правда, некоторые из эллинов исполнили и ту заповедь, о которой мы рассуждаем, и оставили всякое имущество, хотя и не с таким расположением, с каким должно. Впрочем, для вас довольно будет и того, если вы станете щедрой рукой раздавать милостыню, потому что, когда мы будем таким образом вести себя, то скоро станем исполнять и ту заповедь. Если же и этого не станем исполнять, то какого мы будем достойны прощения, – мы, которые обязаны превзойти ветхозаветных, а между тем оказываемся хуже и эллинских мудрецов? Что скажем мы, когда обязанные быть ангелами и сыновьями Божьими, не соблюдаем и человеческих обязанностей? Похищать и желать чужого свойственно свирепым зверям, а не кротким людям, даже похищающие чужое несравненно хуже и самих зверей. Зверям это свойственно от природы, а мы будучи украшены разумом, но унижаясь до неестественного неблагородства, какое получим прощение? Итак, представляя степени любомудрия, нам указываемого, будем, по крайней мере, достигать середины, чтобы и от будущего наказания освободиться, и, преуспевая таким образом, достигнуть и высших благ, которых все мы да сподобимся благодатью и человеколюбием нашего Господа Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

 _______________________

[1]  «Яко блюдыйся от лихоимства, может вскоре и милостив быти.» (по издан.  Свт. Иоанн Златоуст. «Беседы на Матфея Евангелиста». Ч.1. М., 1781.  Нравоучение 21-е)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s