12.1. Толкование на Матф. 5, 14 -19

Толкование

на Евангелие от Матфея

в неделю Святых Отец Седьмого Вселенского собора.

 (Матф.  5,  14 — 19).

 

       14.   Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.  15.  И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме.  16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного.  17.  Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.  18. Ибо истинно говорю вам. Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. 19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

       Совершает ныне святая православная Церковь празднество Богоносных Отцев святаго Вселенскаго собора. Сии Святейшие мужи, числом триста шестьдесят пять, по благоволению благочестивейших и Христолюбивых царей, Константина и матери его Ирины, Божественною ревностию воспаляемые, собрашася в знатный град Никею, якоже при равноапостольном Константине, первом христианском царе, собиравшиеся на первый Вселенский соборе. Те, изобличив блядословное [1] учение Ария, исповедали воплощенное Слово, Господа нашего Иисуса Христа, единосущным Отцу: сии же, расторгнув сплетения и хульныя суждения иконоборцев, установили почитать благочестиво, но не Божественне покланяясь, лобзать святыя иконы, и чрез таковую честь и поклонение возводя наш ум на самая первообразная изображенных: купно же предали анафеме всех, как тогда бывших еретиков, так и после того дерзавших научать или мудрствовать несообразная и противная православным догматам веры. Сей святый седмый собор был конечным из седьмочисленных Вселенских соборов. Почему не непристойно относить к ним можно сказанное Святым Духом чрез Соломоновы уста: премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Ибо сия седьмочисленные вселенские Соборы без всякаго сомнения составляют седмь столпов, поддерживающих истинные догматы изложенных членов, которым научают в Божием доме, то есть Христовой Церкви, и утверждающих уложенными правилами святые человеческие обычаи. Сих убо мы седьмого собора Божественных отцев почествуем, яко ревнителей православия, учителей веры, общих благотворителей человечества, святых мужей, и яко светильников, светом добродетели и истинным учением нас просветивших во всякой истине. Церковь же Божия в честь их и похвалу предлагает ныне Евангельския слова, касающияся сих Богоносных отцев, яко содержащия знатнейшия их свойства и нам великую доставляющия душевную пользу, если только сим и сих толкованию со благоговением внимаем.

    Матф. 5, ст. 14 и 15     Рече Господь Своим учеником: вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть.

    Светом мира назвал Богочеловек Своих учеников. Ибо как чувственный солнечный свет лучами своими просвещает телесныя очеса, и люди видят и разсуждают о всем сущем в мире: так Богопроповедники и Апостолы просветили душевныя очеса Евангельскою проповедию, и просвещенные познали и уверовали в истину небесных вещей. Вы есте свет миру, то есть, душевное просвещение всех земных человеков: град, сказал, тот, который стоит на верху горы, не может быть скрытым от человеческих очес; ибо все видят, ниже когда возжигают светильник и кроют под спуд (есть мерный сосуд, которым меряют жито, ячмень и сему подобная), но полагают его на свещнице, да светит всем сущим в доме. Какой же конец есть сих слов, и чему Господь наш Иисус сими научает? Со Апостолами беседовал, говоря: поколику Бог соделал вас проповедниками веры, известны есте и всеми людьми видимы, якоже и град поставленный на горе; чего для явите себе непорочными и святыми, да отвсюду сияя как благодатным светом, так и светом добрых дел, просветите весь мир. Поколику Бог избрал вас проповедниками веры, не скрывайте Евангельской проповеди ради небрежения, или страха, но являйте оную на свещнице, то есть ревностно возвещайте всей вселенней, и освещайте всех в сем мире, яко в некоем дому обитающих человеков. Подтверждается же сие и следующими словами:

      ст. 16    Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех.

   Ужели Господь сими словами научает Апостолов творить добрыя дела для похвалы и тщеславия? Да не будет. Не сказал: старайтеся показать людям ваши добродетели; не сказал: являйте пред людьми добрыя ваши дела; но: тако да просветится свет ваш пред человеки, что означает: да будет ваша добродетель многая, великая и богатая. Таковая же добродетель не может скрыться, хотя бы делатель оныя всячески старался сию утаить, но явною бывает людям и сияет яко чистый свет и освещает. Сказал: пред человеки, а не пред Богом, — ибо Богу открыты суть и самыя тайныя добродетельныя слова. Что же таковый есть смысл выше предложенных словес, являет сие: и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех. Славолюбивый и тщеславный человек творит добрыя дела для своей, а не для Божеской славы. И так Богочеловек, определив и означив, что конец творящаго добродетель есть Божия слава: да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех, ни малаго не предполагал в Своем учении тщеславия и славолюбия. Ибо прославляют люди Бога, видя добродетельныя дела, иные сокрушая сердце и обращаяся к Богу, а иные укрепляяся в добродетели, и преуспевая в преславных оныя делах, другие же — возводя свой ум к Богу, подателю и источнику добродетели, воспевая Его и славословя. Предложив же о сем Господь, обращает Свое учение к другому, говоря:

     ст. 17   Не мните, яко приидох разорити закон, или Пророки: не приидох разорити, но исполнити.

     Поелику после сего немедленно научал сему: слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже бо аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Матф. 5, 21 и 22): да слышащие о сем не подумают, яко Он отвергает Моисейский закон и узаконяет тому противное, того для предваряет слушателей сими словами: не думайте так, что Я пришел в мир разорить закон или Пророков; ибо Я не пришел сия разорять, но исполнить. Называет же законом Божеские законы, содержащиеся в Моисейском пятокнижии, а Пророками предсказанное о Нем — чрез Пророков. Не пременил сего Богочеловек, ниже отвергнул, но исполнил и совершил; и что токмо Пророки пророчески предсказали о зачатии, рождении, чудодеяниях, проповеди, страдании, воскресении, на небеса вознесении и седении Его одесную Бога, — все точно на Нем и Им было исполнено. Каким же образом не разорил, но исполнил Моисеейский закон, — внемли. Как живописец, наведши разнообразные цветы на тени изображаемаго с должною соразмерностию, не пременяет, ниже портит изображение, но очищая и творя светлым, исполняет и совершает икону: тако Богочеловек, приложив учение о совершенстве к несовершенству закона, очистил, объяснил и явил чистейшим изображением Божескаго совершенства; закон, говорю, совершенный и достойный всесовершеннаго Бога. Доказательством сего между прочим есть и сей пример: Моисейский закон запрещал убийство: не убий (Исход. 20, 13). Другаго, совершеннейшаго закона не имели тогда вышедшие Израильтяне из мрачнаго и идоложертвеннаго Египта: и сей закон, бывший сению совершенства и пестуном о Христе (Евр. 10, 1), располагал токмо и предуготовлял человеческия сердца к приятию совершенства. Но усовершил оный Иисус, определив казнь и для тех, кои либо напрасно гневаются, либо презирают, либо поносят своего ближняго (Галат. 3, 23): Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду. Иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Матф. 5, 22). Сие же что другое есть, если не исполнение и совершенство закона? Таким образом исполнил Христос и то, что закон имел прообразовательне, вместо предъобразований и знаменований показав самыя вещи и спасение; вместо плотскаго обрезания, сердечное обрезание от злых дел; вместо временнаго священства — священство вечное по чину Мелхиседекову; вместо кровныя животных жертвы — безкровное Всесвятаго Его Тела священноприношение. Подтверждает же сие то, что Он не пришел разорить, но исполнить закон, говоря: 

    ст. 18    Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, йота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут.

    Аминь, если говорится дважды, как-то: аминь, аминь, бывает подтверждением; когда же единожды, значит либо желание, то есть, да будет, либо самую истину, а не желание [2]. И сие, дондеже прейдет небо и земля, приемлют некоторые за предварительность, то есть: прежде прейдет небо и земля. Почему утверждают, что Господь сим показал, яко небо и земля изменятся. Упомянул же о новом небеси и блаженный Петр, основываяся на Пророке Исаия: чающим и скорее быти желающим пришествия Божияго дне, егоже ради небеса жегома разорятся: нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем, в нихже правда живет (2 Петр. 3, 12 и 13). Йота же едина, или едина точка, по толкованию некоторых, означает один закона пункт, а некоторых — десять заповедей: истинно же и в прямом смысле йота и черта, называемая подразделением, означает самые малейшие письменные знаки, которыми означается самое малое законное завещание. Богоглаголивый Лука, говоря о черте и законе, написал: удобее же есть небу и земли прейти, неже от закона единой черте погибнути (Луки 16, 17): чем весь смысл вышепредложенных словес объяснил и обнаружил. Почему не другое что означают, как токмо то, что удобнее есть прейти небу и земли, нежели изменену быть самому малейшему законному заповеданию. Сими убо словами Богочеловек, отдалив сомнение о том, что Он не разрушает Моисейскаго закона, и не учит противному Божиим узаконениям, данным чрез Моисея, присовокупляет и следующее:

     ст. 19    Иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется во Царствии небеснем.

    Какия же суть меньшия заповеди? Иные говорят, что как грехи не все суть равны, но суть малые и великие; так и заповеди не суть равны, но заповедь от заповеди различествует по силе заповеданий. Где же есть великое и малое, там может быть и меньшее. Однако знать надобно, что Господь Иисус не о Моисейских заповедях здесь говорит, но о Своих, которыми придал совершенство данному чрез Моисея закону. Если бы говорил о Моисейских заповедях, не сказал бы: едину сих  заповедей, но: едину тех  заповедей. Говоря же «едину сих заповедей», показал, что Он предлагал тогда о Своих данных заповеданиях, говоря: Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Матф. 5, 22), и сему подобная. Назвал сих меньшими, либо смиряяся по Своему обычаю, либо судя по делам человеков, неудостоившихся благодати Всесвятаго Духа, бывших тогда малыми и достойно презрительными. Посему другое значит «меньший», касательно нарушителей заповедей. Ибо меньшее, касательно заповедей, значит, как сказали, заповеди, данныя о самых малейших делах: меньшим же, касательно нарушителей, называется отверженный и непричисленный к небесному Царствию. Сему подобное выражение есть следующее: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Матф. 8, 22): где мертвые в двояком смысле приемлются. Что же таковый смысл есть истинный, убеждают и последующия слова. Ибо Богочеловек выше говорил, что кто, понося своего брата, назовет его уродом, осудится на вечный огнь: а иже речет, уроде, повинен есть геенне огненней (гл. 5, 22). Если убо одно токмо таковое слово сказавший своему брату причастным бывает таковаго осуждения: без сомнения, отвержется и изключится из небеснаго Царствия нарушивший едину из сих заповедей. Послушай же и сего, кто называется великим в небесном Царствии. Велик есть, сказал, кто сотворит и научит. Вопервых сказал — сотворит, а потом — научит: да сим покажет, что прежде должно сохранять Божеския заповеди, а потом, если будем довольны, научать и других о сохранении оных. Посему, кто имеет учительный дар, сохранив заповеди, если не будет учить и других то же исполнять, скрыет свой талант: если же научит других а сам не сотворит заповедей, явится лицемером, подобным Фарисеям. Кто же и сотворит и научит Божеским заповеданиям, тот будет великим в небесном Царствии, то есть светлейшим пред другими светом своих добродетелей, и славою прославится от трисолнечнаго Божества.


[1] блядословие – болтливость, пустословие, словопрение.

блядословить – лгать, ругать, злословить, порицать.

[2]  Смот. Злат. в бесед.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s