12.2. О меньших заповедях.

____

Беседа

о меньших заповедях.

 

     Разсматривая конечныя слова нынешняго Евангелия (См. Мф. 5, 14 — 19) разсуждая о том, какия суть меньшия заповеди, купно вникая в жизнь и наше существование, толиким страхом объемлется душа моя, что почти совершенно отчаяваюся о вечном нашем спасении. Послушайте, какия суть те заповеди, которыя Владыка всех назвал меньшими. Кто, сказал, гневается всуе, то есть ради плотских мирских причин, на своего брата, тот грешит и виновным бывает суда: всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Матф. 5, 22). Кто, нерадя о телесном состоянии своего брата, скажет ему: рака и рубищем одетый, повинен будет в день суда пред ликом святых: иже аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу. А кто, насмехаяся душевному его дарованию, назовет его уродом, тот повинен геенне огненней: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней. Коликочастно же мы и ради самых малейших временных вещей гневаемся и негодуем на ближних наших? Коликочастно нечувствительным почти образом исходят из уст наших презрительныя и ругательныя слова, касательно телеснаго состояния и душевнаго расположения наших ближних, еще гораздо поносительнейшия и ругательнейшия, нежели  рака, и уроде!

        Если, говорит, приносишь дар твой на жертвеннице, то есть, когда приносишь в церковь хлеб, вино, воск, елей, фимиам или другое что, и вспомнишь о обиде, нанесенной твоему ближнему, хотя бы была малая, хотя бы великая: не смей приносить твоего дара, но оставь его там, пред жертвенником, и шед прежде примирися с братом твоим, потом принеси Мне твой дар. Аще убо принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Матф. 5, 23 и 24). Для чего же? Ибо Бог не приемлет дары от нелюбящих Его, понеже кто не любит, но вредит своему ближнему, тот ниже Бога любит: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; не любяй бо брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Иоан. 4, 20)? Коликожды же руки наши приносимые дары к Богу посвящают Богу, но сердце наше бывает исполнено вражды на ближняго? Коликожды же приносимые дары таковые, которые стяжали со вредом ближняго, и ласкаяся таким образом, радуемся, чая и уповая, что таковые дары суть приятны и угодны Богу?

         Если тобою обиженный влечет тебя на суд, примирися, сказал, с ним немедленно на пути, ведущем к судилищу, да не предаст тебя судии, судия же повелит рабу своему заключить тебя в темницу, и тамо дотоле пребудешь, пока воздашь тобою обиженному требуемая: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Матф. 5, 25 и 26). Видиши ли, како и в настоящей жизни убеждает нас Богочеловек, удаляялся неправд, бывающих причиною гнева, вражды и злобы, быть непреклонными в любви, любить ближних наших, якоже самих себя. Но сколько находится хранящих сие полезнейшее узаконение? Сколько желающих примириться с обиженными, не входя в суд? Очень редкие и весьма малые.

     Воззревый на жену с тем намерением, да возбудит в своем сердце худое пожелание, и таковый заражает душу свою грехом любодеяния: всяк воззревый на жену, ко еже любодействовати ю, уже любодействова с нею в сердце своем. Сказав же о сем Господь, предложил  и  средство, чрез которое можем избегнуть таковаго вреда, если восхощем. Бегай, сказал, и отвращайся от соблазняющаго тебя лица, хотя бы  был  сродник  и  домашний, хотя бы нужный  яко десное твое око и  десная  твоя рука: аще же око твое десное соблажняет тя, изми е, и верзи от себе: и аще десная твоя рука соблажняет тя, усецы ю, и верзи от себе (Матф. 5, 29 и 30). Горе же нам! Кто сохранит сию Господню заповедь, которая не токмо препятствует в творении греха, но совершенно исторгает и вину худаго вожделения? Мы, несчастные, либо ласкался, что таковое плотское и пленительное удовольствие не есть грех, либо надеяся, что хотя и подвергаемся плотскому вожделению, но не осуждаемся с творящими грехи, как нерадим о избежании от соблазняющих лиц, так часто с намерением всячески ищем сообращения с таковыми!

        Закон Моисейский хотя и повелевал, что кто не любит свою жену, но ради какой либо вины ненавидит оную, имеет власть изгнать ее из дома и поять другую жену, так как и изгнанная жена другаго мужа (Втор. 24, 1 и 2): однако Иисус Христос показал, что сего тогда не было, а только Моисей, ведая жестоковыйность Иудейских сердец, смягчал сии, опасался, да некогда возненавидят своих жен и, не имея власти изгнать их  из своего дома, начнут умерщвлять их в доме (Матф. 19, 8). О сем убо показав Богочеловек, и сказав: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Матф. 19, 6), узаконил и предписал, что ежели кто, кроме прелюбодейной вины, по какой либо другой причине оставит свою жену, тот сотворит ее любодейцею, и мужа ея, который яко жену поймет, прелюбодеем. Однако и до ныне находятся таковые христиане, которые, нерадя о сей заповеди, по другим причинам и обстоятельствам оставляя своих жен, совокупляются с беззаконными женами.

      Иисус Христос так явно запретил божбу и клятвы в разсуждении нарушающих и соблюдающих оныя, хотя бы клялися лживо, хотя бы истинно, хотя бы имя Божие призывали, хотя бы другия клятвенныя имена, что безответным является каждый кленущийся: Азь же глаголю  вам не клятися всяко, ни небом, яко престол есть Божий: ни землею, яко подножие есть ногама Его: ни Иерусалимом, яко град есть великаго Царя. Ниже главою твоею кленися, яко не можеши власа единаго бела или черна сотворити (гл. 5, 34 — 36). Но мы, по худой привычке и невниманию, не только во время необходимости, но и без всякия причины, ради малейших и подлейших вещей, всякий употребляем род клятвы, ротяся и чадами, и очами, и жизнию, и душею, и сущими на небо святыми, и самым страшным именем Вседержителя Бога.

      Кто ударит тебя в десную твою ланиту, обрати ему другую  (Матф. 5, 39 — 44). Кто поведет тебя на суд, да возьмет твою ризу, оставь ему и твою срачицу. Кто возьмет тебя, да пойдеши с иим едино поприще, иди два. Кто восхощет от тебя заяти, не отвратися от него, но даждь ему. Люби твоего врага, благословляй кленущаго тебя, добро твори ненавидящему, молися и за творящих напасть, и изгонящия тебя. Кто же премудр и сохранит сия, и уразумеет милости Господни? Коль мало находится разумных и премудрых, творящих таковая, а следственно, коль мало спасаемых! Иные дерзают говорить, что сие есть так невозможно, что если на сем основывается человеческое спасение, никто не может спастися. Иные же тем успокоивают свою совесть, что хотя почитают сие за советы добрые и полезные, однако за таковые, которые хранящий бывает совершенным и святым; и нехранящий, токмо ненарушающий заповедей Десятословия, хотя и не достигает до совершенства и святости, однако не осуждается, и получает спасение. А иные думают, что таковыя преступления хотя суть грехи, но очень малые, каковые удобно заглаждаются покаянием.

      Мы первым ответствуем тако, что кто так, как они, мудрствует, почитает Бога воспящающим человеческому спасению, поколику узаконил трудныя заповеди, да либо никто, либо малые спасутся. Какия суть заповеди, которыя были бы весьма трудны? Кротость ли? Но что труднее: сия ли, которая успокоивает сердце, творит мирною душу, хранит телесное здравие, или гнев, который возмущает кровь, помрачает разум и повреждает телесное здравие? Кто есть здраваго разума, не усумнится, что гнев есть труднее, нежели кротость: заповедь же сие и повелевает, да, отвергнув гнев, имеешь кротость в твоем сердце. Не гневайся, говорит, на твоего брата ради временной, суетной и маловажной вещи, но пребывай кроток и спокоен, то есть, храни в твоем разуме естественное положение, и телесное твое здравие цело и невредимо. И ты ли сие называешь труднейшим? Если же сие не есть столько трудно, как ты думаешь: кольми паче не есть то трудно, да воздержишься от ругательства и поношений твоего ближняго. Ругательства и поношение суть чада гнева. Отвратился ли ты от гнева? Тогда же не будет в устах твоих никакого поношения и хулы на твоего ближняго.

     С каким намерением приносишь ты дар Богу: для того ли, чтобы принял, или для того, чтобы отвратился? Без сомнения, с тем намерением, чтобы Бог принял оный яко приятную жертву, и Божественным Своим благоволением вознаградил бы тебя. Но когда имеет что на тебя твой ближний, поколику его обидел: Бог тогда отвращает Свое лице от твоего дара. Следовательно, принося дар не примирившись с твоим ближним, являешься неразумным. Безумие же есть не от естества, а примирение и любовь к ближнему суть естественныя. Что убо удобнейшее есть, первое ли, или последнее? Да будет о сем каждый сам судию.

    Если разсмотрите, сколько претерпевают учащающие судебныя места, и что бывает с примиряющимися прежде вхождения в суд: явственно узнаете, что судебная трудность несравненно вящшая пред неудобством примирения, хотя бы неправедныя представления были обиженнаго.

      Чего ради удаляешься от сообращения с нечистыми, чахотными и прокаженными, ни мало не отговариваяся, что такое удаление есть трудное? Для того, да не прейдет болезнь их в твое тело, и повредить твое здоровье. Как же говоришь, что трудно есть удержаться от сообращения с лицами, могущими повредить твою душу? То делаешь с охотою, не находя никакого неудобства, а о сем совершенно нерадишь, почитая трудным? И кто не почтет тебя безумным, предпочитающим тленное тело твоей безсмертной душе?

     Жена каждаго есть истинный его помощник. Она бывает советником мужу и в тайном и в явном, также возлюбленною материю и питательницею чад, и в доме верным прибежищем, участником в счастии своего мужа и в нечастии, и в радости и печали, и в славе и безчестии: она своему мужу и состраждет, и сорадуется, и сопечалует, и сопрославляется, и купно обезславляется. Если же какия имеет и погрешности, поколику и муж не есть безгрешен и безпорочен: взаимно сносят свои слабости; она, поелику от начала взята от мужа, есть едина плоть с своим мужем (Быт. 2, 23 и 24). И какая другая связь либо естественнее, либо свойственнее, либо сильнее сея связи? Следовательно, трудно есть не исполнение заповеди, то есть, любовь мужа к своей жене, но нарушение заповеди, то есть, отлучение мужа от своея жены.

      И какую трудность имеешь положить хранение твоим устам, и дверь ограждения о устнах твоих, да язык твой воздержится от клятв? Сие не другаго чего требует, как только тщания отложить худую привычку. Если не будешь говорить лжи, никто не потребует от тебя клятвы: если же многажды станешь обманывать, хотя бы тысячу раз клялся, никто тебе не поверит.

    Но как, скажешь, не трудно обратить шуюю мою ланиту тому, кто ударил меня в десную? Но что почитаешь труднейшим: обратить шуйцу[1] твою, или отмстить ударившему тебя? Разсмотри вопервых последствия, разсуди без пристрастия. Отмстив, воспаляешь пламень гнева. Посему ты хотя отмщеваешь, но он бьет тебя; ты паки тем же отмщеваешь, но он бьет тебя; ты паки тем же отмщеваешь; он прибегает к ножу, равно и ты; а сего следствием бывают язвы, а не редко и убийства. Если же обратишь и твою шуйцу: погашаешь огненный гнев, посрамляешь ударившаго, возбуждаешь обличение в его совести и удерживаешь его руку так, что не только не ударяет в шуюю твою ланиту, но благоговеет пред твоим лицем, видя великую твою кротость. Когда отмщеваешь, никто тебе не удивляется, ни похваляет твоего поступка: если же обращаешь и твою шуйцу, все удивляются, и соплетают тебе венец похвал за мужественный твой поступок, ударивый же тебя сам посрамляется. А из сего явствует, что более отмстишь ударившему тебя, обратив твою шуйцу, нежели отмстив. Суди теперь безпристрастно, что труднее и что полезнее?

     Если таким образом разберешь все прочия Господа Иисуса заповедания, узришь, что не суть столько трудныя, как ты думаешь. Трудными кажутся страстным, трудными кажутся безразсудным, трудными кажутся тем, которые не так, как должно, судят о вещах. Но пусть хотя и трудны, однако их таковая есть трудность, каковую преодолели тысяча тысячей людей, то есть, все праведные и святые. Пусть будут трудны; но Бог, Творец наш, имеет право требовать от нас и труднаго. Бог, ведущий всякую трудность, посылает благодать Свою, превышающую трудность, и приуготовляет воздаяние таковых благих за труды, яже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9).

        Вторым же ответствуем таковым образом: яко Богочеловек не советовательне, но повелительне заповедал таковая. Ибо когда давал спасительные Свои советы, так говорил: могий вместити, да вместит; и: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим (Матф. 19, 12 и 21). Но когда сия заповедывал, так повелительне говорил: Аз же глаголю вам (ст. 23 и 28). Для неубеждающихся святыми Его советами никакого не полагал наказания; но для нарушающих сии заповеди показал причастие суду и геенскому огню. Как же мы дерзаем говорить, что не суть заповеди, если Сам Он явно и прямо назвал их заповедями, говоря: иже аще убо нарушит едину заповедей сих меньших, и научит тако человеки, мний наречется в Царствии небеснем (Матф. 5, 19)? Все те суть заповеди, которыя две великия составляют заповеди, на них же весь закон и Пророцы висят (гл. 22,40): но если вникнешь в каждую из сих меньших, не другое что в них усмотришь, как токмо исполнение любви к Богу и ближнему. И сии убо суть заповеди Моисейскаго закона, присовокупленныя и исполненныя для совершенства,  каковое придал  им  единородный  Сын Божий, Господьнаш Иисус Христос, якоже Сам подтвердил, говоря: не мните, яко приидох разорити закон, или Пророки:не приидох разорити, но исполнити (гл. 5, 17). И так все те, кои оныя нарушают, почитая советами, погрешают и тщетно успокоивают свою совесть.

         Вот же ответ и третьим. Без сомнения, покаяние все грехи заглаждает, и никакой грех не побеждает безпредельнаго Божескаго милосердия: и аще будут греси ваши яко багряное, яко сень убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (Исаии 1, 18); но покаяние без смирения и сердечнаго сокрушения не есть покаяние. Кто же почитает свои грехи за маловажные, таковый ни смиряется, ни сокрушается. Но пусть будут малые, то есть, таковые грехи, о каковых Божественный Иоанн написал: и есть грех не к смерти (Иоан. 5, 16). Но что в сем? Ужели мы можем пред Богом извиниться и во грехах не к смерти? Какой грех маловажнее празднословия? Однако Господь и о сем сказал: глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Матф. 12, 36). Какую убо будешь иметь причину извиниться в день суда, будучи вопрошенным, для чего ты напрасно гневался на своего ближняго? почто поносил твоего брата? почто приносил дары к Богу, не примирившися с обиженными тобою? Почто окалял душу твою скверными вожделениями? почто незаконным образом оставил жену твою? почто ежедневно клялся? почто нарушил едину меньших заповедей? Пред таковым страшным Судиею извинение не имеет места, ходатайство безполезно, приношения невидимы суть, ни слышимы, милосердие отъимется, едино токмо правосудие будет иметь место и действие. А покаяние? Так! Истинное покаяние и сокрушенное исповедание заглаждает все грехи. Но когда раскаяваешься, не думай о том, что согрешил мало и неважно; но бей в перси твои, якоже мытарь, и сокруши сердце твое, якоже блудница, и плачи горько, якоже Петр, и твори исповедание, якоже Манассия: согреших паче числа песка морскаго, умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя и проч. Безпредельно же благоутробный Бог, прияв жертву твоего покаяния, душевнаго смирения и сердечнаго уничижения и сокрушения, оставит все твои грехи. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 19).


[1]   Шуйца – щека или левая рука (Прим. набор.)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s