12.5. Толкование на Матф. 6, 22-33

Толкование

на Евангелие от Матфея

неделю 3-ю.

(Матф. 6, 22 — 33).

                 

        6, 22.   Светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. 23. Аще убо свет иже в тебе, тма есть, то тма кольми? 24. Никтоже может двема господинома работати. Любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работати и мамоне. 25. Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? 26. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? 27. Ктоже от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? 28. И о одежди что печетеся? смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. 29. Глаголю же вам: яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих. 30. Аще же сено сельное днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас маловери? 31. Не пецытеся убо, глаголюще, что ямы, или что пием, или чим одеждемся? 32. Всех бо сих языцы ищут. Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех, 33. Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

        Святое нынешняго Евангелия учение содержит великую глубину душеполезных мыслей. Почему если кто не с достодолжным вниманием читает оное, то найдет и смысл трудным, и сочинение слов без надлежащей связи, и заповеди, по немощи естества нашего, неудобоисполнительными. Но если кто испытает Евангельские слова, по заповеди Господней, с должным вниманием и любоиспытанием, то и смысл покажется ясным, и связь слова удивления достойною, и заповеди нетрудными и спасительными. Таковый в сих Евангельских Спасителя нашего словах во первых узрит, каковая предосторожность нужна есть душе человека, да не возобладает им пагубная сребролюбия страсть; потом услышит Божественные ответы на представления, бываемыя от ослепленных сребролюбцев, и обличения на их маловерие и суемудрое ослепление; наконец познает, каким образом Божественный учитель возвышает человеческое сердце от многотруднаго мятежа мирских похотений и возжигает в душах пламень Божественныя любве. Таковому убо небесному учению с ревностью и любовию внемлите.

         Матф. 6, ст. 22    Рече Господь: светильник телу есть око: аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет.

           Светильник телу есть око. Аще око твое будует просто, то есть здраво, то все тело твое будет светло, то есть: всякое движение частей и членов тела твоего бывает тогда благовременно, пристойно и так как бы среди света производимое. Руки благопристойно протязаешь, принимая что, либо приближаясь к чему, либо чего касаясь, либо что неся, либо бегая, либо скача; каждый из членов телесных по надобности двигаешь, как хочешь, и все вообще тело безошибочно образуешь по своему намерению, стоя, сидя, наклоняяся, лежа, востая.

           ст. 23    Аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть: то тьма кольми?

       Если же око твое лукаво будет, то есть, повреждено и болезненно, то все твое тело темно будет; всякое, то есть, движение твоего тела будет совершенно, непорядочно и подобно бываемым ночью и в темном месте. Движения твои тогда бывают такия же среди света, каковы они бывают среди тьмы, при здравствующих очах. Итак если очи твои, свет сущие твоего тела, будут темны: то колико темнее и несовершеннее будут движения тела по свойству темнаго? Но какую цель имеют сии Спасителя нашего слова? Какой прикрывают смысл сии имена? Светильник значит наставника, по сему: светильник ногама моима закон твой, (Псал. 118, 105), то есть, наставник мой закон Твой. Око же значит разум: понеже разум и видит, и слышит. Тело же означает расположения и производимыя посредством тела дела, из коих добрыя суть светлыя, а худыя и непотребныя — темныя. И так, весь иносказуемый смысл в сей притче есть таковый: наставник каждаго телеснаго расположения и действия есть разум. Если разум твой есть прост и непорочен, то и расположения и дела тела твоего бывают благия и Богоугодныя; если же разум твой лукав, то и всякое расположение и действие твоего тела бывает лукаво и развращенно. Поелику, если твой разум, данный тебе от Бога для просвещения и руководства твоего, помрачится лукавыми помыслами, то кольми паче будут темны и развращенны расположения и пожелания тела твоего, сущыя тьма, поелику стремятся и клонятся всегда ко греху. Если военачальника око лишится света, то под его начальством водимые воины коликое потемнение и смущение претерпят! Если кормчий ослепнет, то колико возслепотствуют управляемые им мореплаватели! Если разум непрестанно помышляет о лукавых делах, то и деяния мои без сомнения должны быть гнусны и лукавы: ибо разум наставляет, разум управляет, дело за разумом последует. Каковыя суть в разуме помышления, таковыя и человеческия действия. Почему необходимо нужно присное, безпрерывное иметь внимание на охранение чистоты, непорочности ума нашего. Поелику же Богочеловек представил слово о умозрении и деянии, о наставнике и наставляемом, о разуме и теле; то, дабы мы не погрешили, думая, акибы разум наш можем мы посвящать Богу, а тело — суетности, и следственно двум господинам работать, присовокупил и нижеследующее:

        ст. 24   Никтоже может двема господинома работами: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет: не можете  Богу работати и мамоне.

       Никто не может служить двум противных мнений господинам. Если же единодушны будут и согласны, то и той же может и  двум служить: ибо два едино суть, таккак сердце и душа веровавших едина бе (Деян. 4, 32) хотя их и многия были тысячи. Но что о господах противных мнений упоминает Господь, сие явствует из последующих слов: не можете Богу работати и мамоне. Мамона есть слово сирское и значит богатство и сокровища. Сии убо два господина, Бог и мамона, суть несогласные и противные. Бог есть праведен и делания правды требует от рабов Своих: праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его (Псал. 10, 7); мамона есть неправедна, и рабов своих принуждает творить дела неправедныя: сотворите себе други от мамоны неправды (Луки 16, 9). Бог хощет рабу Своему быть щедролюбивым и милостивым, мамона — скупым и немилосердым. Богу рабу Своему повелевает пригвождать ум и сердце к небеси, а мамона и мысль и сердце низводит на землю. Почему не может один и тот же работать двум вместе: но или единаго возненавидит, то есть мамону, и возлюбит другаго, то есть Бога; или прилепится к мамоне, и возненавидит Бога. Дважды же о том же упомянул Господь для того, чтобы показать нам, что удобное есть прехождение от единаго господина к другому, и чтоб таким образом сребролюбца поставить безответным. Якоже прилепляемся к мамоне и презираем Бога, тако и с таковою же удобностию, если хощем, ненавидим мамону, хотя ей и работали, и любим Бога. Приметь еще и сих слов важность: иди единаго держится, о друзем же нерадети начнет. Сиезначит то, что если кто бывает рабом Божиим, тот нерадит о сребролюбии: кто же бывает слугою сребролюбия, тот нерадит о Боге. Знал Господь, что сему сребролюбец противуречет, говоря: и как я могу отвратить лице мое и нерадеть о мамоне? Я, будучи человек, нужду имею в пище, питии и одеянии: сего не всегда и везде можно сыскать. Почему необходимость требует заботиться и запасать и для старости, и для немощи, и для всякаго случая жизни моея. О таковом возражении сребролюбца хотя не упомянул Господь, однако дает и на оное ответ, говоря:

          ст. 25   Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся: не душа ли больши есть пищи, и тело одежди?

          Бог, создав человека, тогда же назначил ему дело и служение. И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити (Бытия 2, 15). Подобно и тогда, когда его изгнал из рая, паки заповедал ему, говоря: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). Видим мы и небошественника Апостола, труждающагося и работающа своими руками, и своим рукоделием пособляющаго нуждам своим, и с ним сущих питающаго (1 Кор. 4, 12; Деян. 20, 34). Еще же слышим, что он не токмо повелевал именем Иисуса Христа питатися трудом нашим, но и наказывал празднолюбца лишением пищи: аще кто не хощет делати, ниже да яст (2 Сол. 3, 10). Так почему же Господь наш повелевает: не пецытеся? Запрещает Он излишество и неумеренность, а не труд и рукоделие. Иное есть привязанность духа нашего к заботе о пище и одеянии, а иное — работа и труд, предприемлемый для снискания пищи и одеяния. Посему-то не сказал Господь просто: не пецытеся о пище, питии и одеянии; но: не пецытеся душею вашею, то есть, не привязывайте всю душу вашу к попечениям о том, что ясте, и что пиете, и во что оденетеся. Речение «что»значит попечение и заботу о количестве и качестве яств и одеяний. Воздержный человек довольствуется пищею, какова нужна есть для подкрепления жизни, и одеянием, которое способно прикрыть наготу его. Почему или никакого, или весьма малое имеет о сем попечение. Невоздержный и роскошный ищет многих, разных и многообразных явств, многих светлых и разнообразных одежд; почему и можешь видеть, что все его сердце привязано к заботам о том. Господь наш не сказал: прижми руки твои, и сиди празден чрез весь день, и Я подам тебе пищу, питие и одеяние; но не будь, говорит, раб чрева твоего, не предавай всего ума твоего на службу плоти твоей. Сего ради глаголю вам. Сего ради: поколику никто не может двум разномысленным господинам работать; ты не буди раб чреву и плотской твоей прихоти, да соделаешься рабом Бога и Господа твоего. Спаситель наш многия доказательства приводит, да убедит нас принять сие спасительное учение. Первое есть от Божия всемогущества. Душа твоя, говорит,  есть честнейшая пищи, тело твое лучше одеяния. Бог создал душу твою, и сотворил тело твое: так неужели сей Бог, давый тебе честнейшая и большая, не может ниспослать тебе меньшаго и худшаго, то есть, пищи и одеяния? За сим же убеждением приводит вскоре и другое, взимая оное от сокровищ Божественнаго Своего промысла.

          ст. 26   Воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте?

          Приводит в пример не Израильский народ, которому промысл Божий манну и крастели в пищу ниспослал, ни Илию, котораго чрез врана насыщал, но птицы небесныя, то есть, летающия по поднебесному воздуху, о коих к Пророк Давид пишет: отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно во благоволение (Псал. 144, 16). Дающему скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его (Псал. 146, 9). Упомянул же о сем во первых, да от меньшаго дойдет к большему доказательству, и изобличит неразумие маловерных человеков. Посмотри, говорит, на воздушныя птицы: сии ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, как творят многозаботливые человеки: однако Отец небесный питает их. Ты же их гораздо превосходнее: ты словесен, они безсловесны; ты безсмертен, они смертны; ты господин, они рабы; те для тебя, а не ты для них стал быть. Если убо Бог тех питает: то не лучше ли паче тебя, владыку оных, препитает? По сем доказательстве и другое еще представляет, почерпнутое от немощи человеческой и от тщетности его попечений.

         ст. 27   Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един.

        Кто может, хотя бы денно и нощно пекся, придать к возрасту тела своего хотя лакоть един? Никто. Видишь ты, говорит, что попечение твое о прибавлении и приращении тела твоего совсем недействительно есть. Бог растит тело твое; ты и того, как растит, совсем не постигаешь: однако и при сем не полагаешься, чтобы Бог, растяй тело твое, таковое творяй дело чудное и пренеудобное, мог подать тебе пищу и питие, но всю твою заботу прилагаешь на приобретение оных и думаешь, что попечение твое питает тебя, а не Бог. 

           ст. 28   И о одежди что печетеся? смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут.

       Обличает, яко суетное, и о одеянии человеческое попечение. Почему же так, как на попечение о пище приводил в пример птиц, не приводит паки птиц, как-то: лебедя, павлина, голубя и других, чудно испещренных по неизреченной премудрости и могуществу Божию? Неодушевленные и нечувственные, то есть крины (лилеи) сельные, суть нижайшаго степени пред одушевленными и чувственными, каковы суть птицы. Того для убо представляет крины, а не птиц, чтобы сим показать, что не токмо о одушевленных промышляет, но и о самых последнейших и безчувственных злаках: да чрез сие изобличит еще более маловерие человеческое. Ибо если о крине, то есть о травке скоро увядающей, печется Бог и украшает ее толикою красотою и изрядством: то кольми же паче печется о одеянии по образу Своему сотворенных человеков? Крины же из всех растений представляет в пример ради их прямости, белизны и возвышения от земли, что есть изображением правдивости, непорочности и возвышения от земных дел. Приметь паки, что как о пище не сказал Господь: не трудитесь, ни сейте, ни жните, но: не пецытеся; так и о одеянии не сказал: не трудитеся, ни прядите, но: что печетеся? Поелику намерение Господне не есть упразднение трудов, земледелия, рукоделия, но отвлечение от многомятежнаго попечения о мирских суетах; намерение Божие то есть, чтобы человек пекся о Божественном, а не о мирском, Богу работал, а не мамоне; тот конец, чтобы уверить, что старания наши, без помощи Божией, суть тщетныя, но Бог есть вся совершаяй. Почему говорит: и о одежди что печетеся? Посмотрите на крины сельные: они ни труждаются, ни прядут, но однако растут одеянные и чудно покровенные.

      ст. 29    Глаголю же вам: яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.

   Искусство хотя подражает природе, но никогда не превышает красоту оной. Какой бы живописец изобразил, или белильщик убелил, или красильщик начертал одеждустолько светло, как крин? Славен и знаменит был Соломон премудростию своею и богатством: и возвеличился Соломон паче всех царей земных богатством и мудростию (2 Парал. 9, 22). Любил он одеяние белое, яко знак непорочности, и желал, чтобы белую одежду носили всегда люди: во всяко время да будут ризы твоя белы (Екклес. 9, 8; Иосиф. кн. 8, глава 2). Сказывают, что он одевался в одеяние белое: но одеяние свое убелил ли когда так, как крин? Ни премудрость его изобрела средства, ни богатство доставило ему способ к составлению таковыя и толикия белизны. Красота крина превзошла всю славу Соломона. Малейшему естественному творению уступил премудрейший паче всех человеков. И праведно: ибо творения естественныя суть дела Божия, а искусственныя — строение человеческое. Показав убо Господь славу Соломонову низшею красоты кринов, выводит потом и обличение, говоря:

           ст. 30    Аще же сено сельное днесь сущее и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает: не мною ли паче вас, маловерии?

      Что есть крин? Сено сельное, то есть, злак или трава полевая. Ныне видишь ее на поле, — заутра засыхает, и ты ввергаешь оную в пещь. Убо, говорит Он, — о маловерные людие! если Бог сено сельное, траву подневную, толико украшает, что красота ея превосходит и одеяния преславнаго Соломона: то не гораздо ли больше попечется Он о вашей одежде? Вы — творение Его безсмертное, песнословцы славы и почитатели Божества Его вечные; ради вас благоволил дать закон, помазал Пророков, низпослал Сына Своего в мир, уготовил безконечное Царствие. Видя же на сене сельном, ныне сущем и заутра увядающем, толь попечительный Божий промысл, — видя, говорю, крин толико украшенный, как можете сомневаться о промысле Божии о вас? Усумнитесь ли, что Бог подаст вам нужную пищу и нужное одеяние? О, воистинну сие есть маловерие! 

            ст. 31    Не пецытеся убо глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся?

       Вот вся цель и заключение Евангельских Спасителя нашего словес. Но приметь паки, что не говорит: не пецытеся совсем,  сиди  празден и жди ниспослания с небеси пяти и одеяния себе: не сие говорит Он, но излишество обвиняет и хочет освободить человеков от рабства чревослужения и от работ многосуетных о лишних убранствах. Смотри же, как соблюли сию заповедь небесные люди, Богоблаженные Апостоли. Они не хотели оставить Евангельскую проповедь ради приобретения трапезы: не угодно есть нам, оставльшим слово Божие, служити трапезам (Деян. 6, 5); не разсудили однако за благо совсем оставить, презреть таковую нужду. Не сказали они: оставьте всякое попечение, Бог нам с небес пошлет пишу и одеяние; но все свое попечение посвятили на молитву и на Евангельскую проповедь, определили же седмь мужей для приуготовления необходимо нужнаго. Усмотрите убо братие мужи от вас свидетельствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: мы же в молитве и служении слова пребудем (Там же 3 и 4). Убо из примера сего видим, что слова Спасителя нашего излишество попечений о плотском запрещают, и истребляют привязанность духа нашего к земному и мирскому. Но для чего ж?

            ст. 32    Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех.

    Языцы, то есть неверующие в истиннаго Бога, прилепляют мысль свою к пищам, к питиям и одеяниям: ибо иные из них думают, что слепая судьба править, как случится, человеческими делами, и не веруя, что Бог печется о нужном для всякаго человека, стараются, сколько сил достает, о предъуготовлении всего нужнаго для своегонаслаждения. Иные же, ни будущаго суда чая, ни воскресения мертвых ожидая, все свои попечения посвящают на удовольствия и наслаждения в настоящей жизни: да ямы, говорят, и пием, утре бо умрем (1 Кор. 15, 32). Нам  же христианам, верующим, что Бог о всех промышляет, и чающим грядущаго суда и жизни вечной, не лепо есть жить и заботиться на подобие язычников. Что самое и на другом месте показал Господь в сих словах: мнящиися владети языки, соодолевают им, и велицыи их обладают ими: не такоже будет в вас (Марк. 10, 42 и 43). Те, беззаконныя имея мудрования, беззаконныя и дела творят в жизни своей: но нам, имеющим святую веру, надобно иметь святые и нравы. Вы, глаголет Богочеловек, веруете в истиннаго небеснаго Бога, Иже Отец есть ваш и ведает, что имеете вы нужду во всех сих, то есть, в пище, питии и одеянии. Смотри же, како отвсюду убеждает. Не говорит: весть Бог, но весть Отец ваш, — да чрез сие покажет Его к нам отеческую любовь; потом присовокупил и сие: яко требуете всех сих, да объяснить сим всевидящее промысла Его око. Посему убо, яко всемогущий Бог, вся может, елика хощет; яко Всеведец, знает нужная нам; яко Отец, подает потребная; а яко Отец чадолюбивейший и безпредельно благоутробный Бог, наставляет еще нас и обещает, глаголя:

          ст. 33   Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

    Слово правда взимается за всякую добродетель. Остави ныне, сказал Спаситель наш Своему предтече Иоанну: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3, 15), то есть, всякую добродетель. В таковом же смысле берется и сие: блажени алчущии и жаждущии правды; и еще: блажени изгнани правды ради (Матф. 5, 6 и 10): убо и вышеприведенное речение правды берется за всякую добродетель, которая от Бога есть: поколику Бог есть источник всякия добродетели, и от Него подаются человекам силы к творению оныя. Смотри же, коль безпредельное есть человеколюбие Божие! Сказавшу Господу нашему: ищите прежде царствия Божия и правды — и творения добродетели, — следовало бы сказать: потом же ищите уже и нужнаго для вас; но Он сие премолчал, а присовокупил сие: и сия вся приложатся вам. Если мы искать будем от Бога, да подаст нам царствие Свое и да сподобит нас быть любителями добродетели: то Он обещает нам дать, аки прибавок, и пищу, и питие, и одеяние и все необходимо нужное. Христианине! говорит Он и тебе: ищи небесных, а Я подам тебе и земная. Ты, будучи безсмертен, не дерзай просить от Меня малозначущаго и временнаго: ищи царствия Моего, ищи добродетели, а Я дам тебе и вся благая земная.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s